Профилактическая работа
Задачи данного направления определяются необходимостью формирования у студентов и преподавателей потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с учащейся молодёжью и в интересах собственного развития. Профилактическая работа педагога-психолога позволяет своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности студентов на каждом этапе обучения в ВУЗе.
предупреждение возможных социально-психологических и психологических проблем студентов и работников Вуза;
· создание благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах;
· определение психологических барьеров, их природы и механизмов в ситуациях нововведений в Вузе в связи с социально-экономическими изменениями в стране в целях разработки рекомендаций по смягчению их последствий для личности студента;
В русле психопрофилактического направления работники психолого-педагогической службы осуществляют следующие мероприятия:
|
|
1. Проводят работу по адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе; дают рекомендации кураторам по оказанию помощи студентам в адаптационный период;
2. Проводят психологическое обследование студентов по изучению сформированности у них мотивации и отдельных компонентов учебной деятельности, разрабатывают совместно с кураторами методы и способы работы со студентами по профилактике возможных проблем в учебе и пробелов в знаниях;
3. Совместно с кураторами и преподавателями намечают программу индивидуальной и групповой работы со студентами "группы риска" с целью их лучшей адаптации к обучению в ВУЗе и обеспечению гармоничного развития в данный период;
4. Участвуют в подготовке студентов к педагогической практике, определяют степень профессиональной и психологической готовности к педагогической деятельности, уровень сформированности коммуникативных и организаторских навыков;
5. Ведут работу по предупреждению психологической перегрузки студентов и преподавателей ВУЗа, формированию у них навыков психологических защит от стрессов;
6. Принимают участие в планировании и анализе воспитательных мероприятий со студентами на факультете.
Это направление определяется ориентацией психолого-педагогической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение студента на протяжении всего обучения в ВУЗе, выявление индивидуальных особенностей, способностей и склонностей. Диагностическая работа может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
· получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях студентов: выявление особенностей психического развития студента, сформированность определенных психологических новообразований и др.;
|
|
· диагностика познавательных процессов, мотивации учебной деятельности: выявление интересов, способностей и склонностей студентов для обеспечения полноценного личностного и профессионального образования и самообразования, определение причин нарушений в обучении и развитии;
· предоставление возможности психодиагностического обследования обратившимся в службу.
В русле психодиагностического направления работники психолого-педагогической службы осуществляют следующие мероприятия:
1. Проводят психодиагностику сформированности у студентов личностных и профессионально значимых качеств, особенностей их социальной адаптации, личностных ресурсов;
2. Изучают уровень развития у студентов познавательной, эмоционально-волевой сферы, навыков учебной деятельности и самостоятельной работы;
3. Проводят диагностику особенностей общения студентов с преподавателями и сокурсниками, выявляют психологические причины нарушений процесса общения;
4. Осуществляют дифференциальную диагностику личностного развития студентов, выявляют "группы риска", определяют совместно с кураторами формы и методы профилактической и коррекционной работы со студентами.