Четыре благородные истины

Я испытал все учения, и нет ни одного из них, достойного того, чтобы я принял его. Видя ничтожество всех учений, не предпочитаю ни одного из них, взыскуя истину, я выбрал внутренний мир”.

Однако, как мы убедимся далее, учение Упанишад оказало огромное влияние на буддийское учение.

Сиддхарта ушёл от брахманов к йогам-практикам. Он добрался до области Урувела и поселился в лесу среди отшельников-аскетов. Здесь он прожил год, предаваясь умерщвлению плоти. Однако и здесь Гаутаму постигло разочарование? Йоги стремились не к избавлению от страданий, а к лучшему перерождению в будущей жизни. Кроме того, он счёл бессмысленными пение гимнов, возлияния и жертвоприношения богам.

Покинув йогов, Сиддхарта поселился в лесу в полном одиночестве. Шесть лет он бродил в джунглях, почти ничего не ел и был близок к голодной смерти. Лицо его почернело, кожа сморщилась, волосы выпали. Однажды его нашли слуги царя Шуддходаны и умоляли вернуться во дворец, но он отказался. Вскоре молодой отшельник стал известен по всей округе. У него появилось пятеро учеников. Ученики ждали, что Сиддхарта достигнет просветления и сообщит им истину. Однако просветление всё не приходило. Гаутама дошёл до крайней степени истощения и уже не мог ходить. Тогда он понял, что аскетизм может привести его к голодной смерти, но не принесёт просветления. Поэтому он решил отказаться от аскетизма. Ученики сурово осудили это как малодушие и ушли от него.

В тот день, когда ученики покинули его, Сиддхарта сел под дерево Бодхи (Ficus religiosa) и погрузился в медитацию. Демон Мара пришёл искушать его, но царевич не обратил ни малейшего внимания ни на соблазны, ни на страхи. На 49-й день медитации он достиг просветления и стал Буддой. Он решил не уходить в нирвану, а остаться на земле, чтобы проповедовать своё учение и принести спасение всему человечеству.

Приняв такое решение, Будда отправился в Бенарес к тем своим ученикам, что оставили его. Как повествует предание, ученики сомневались в том, что Гаутама стал Просветлённым: ведь он оставил аскетический образ жизни и стал вести жизнь более лёгкую. На это Будда отвечал, что он не вернулся к мирскому образу жизни, но только отбросил чрезмерные самоистязания. Человек, ведущий духовную жизнь, должен избегать двух крайностей: увлечения наслаждениями и злоупотребления аскетическими подвигами. В первом случае человек предаётся недостойным влечениям, а во втором – бесплодно изнуряет свои дух и тело, которые должны быть достаточно сильными для борьбы со страстями. Эти аргументы подействовали на учеников.

Будда изложил основы своего учения в виде четырёх тезисов, которые он назвал благородными истинами:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: