Философия Санкхья

Добуддийские философские системы Индии.

Смертный становится бессмертным.

И достигает Брахмана.

Когда разрубаются все узлы,

Опутывающие его сердце в этом мире,

Учение брахманизма привело к возникновению оригинальной религиозной философии. Всё феноменальное, т.е. всё то, что воспринимается чувствами, - не реально. За этим преходящим феноменальным скрывается истинная реальность, стоящая выше атрибутов и качеств. Эта реальность и есть Брахман, или Атман. Это – первопричина феноменального мира.

У Абсолютной Реальности есть три ипостаси: Пространство, Движение и Закон. Эманация пространства – феноменальное проявление материи; эманация движения – феноменальное проявление энергии. Эманация закона – феноменальные проявления любых закономерностей бытия. Весь феноменальный мир в целом – эманация Абсолюта. Этот иллюзорный мир порождает неуверенность, страдания и неудовлетворённость. Тот, кто постигает это, т.е. тот, кому открывается подлинная картина мира, уходит от иллюзорного мира.

Философия Упанишад привела к возникновению шести систем философии. Некоторые из этих систем предшествовали буддизму, другие развивались параллельно с ним. Перечислим эти системы: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога, веданта.

Не все из этих школ в равной степени важны для нас, а потому мы рассмотрим только две из них – системы Санкхья и йога.

Согласно традиции, философская система Санкхья была создана на рубеже VIII – VII вв. до н.э. мудрецом Капилой. В центре учения Санкхья находятся два безначальных активно взаимодействующих начала: пракрити (первичный материальный субстрат, материя и энергия) и пуруша (духовное начало, порождающее формы материального мира). Пуруша состоит из огромного количества индивидуальных душ и представляет собой сознательное, но инертное начало. Пракрити – это неисчерпаемая творческая энергия, лишённая сознания. Воздействие пуруши на пракрити подобно воздействия магнита на металл: духовное начало придаёт форму и духовную субстанцию материи. Это взаимодействие является причиной возникновения и существования всего материального мира.

Энергия пракрити в своём первоначальном виде сплетена из трёх различных частей (гун), комбинации которых и проявляются в феноменальном мире. Первая гуна – саттва – благое начало, создающее свет и покой, рождающее мудрость и счастье, ведущее к уравновешенности и гармонии. Вторая гуна – раджас – активное страстное начало, возбуждающее к действию. Третья гуна – тамас – косное и инертное начало, ведущее к лености и глупости, порождающее равнодушие и обман. Поодиночке эти гуны не действуют, но их взаимодействие с преобладанием того или иного начала проявляется в феноменальном мире – в виде радости, скорби, ненависти, любви и т.п.

Цель и смысл философии Санкхья сводится к тому, чтобы помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от сансары и кармы, покинуть тела, в которые он заключён, и обрести состояние блаженства и освобождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: