Путь бодхисаттвы

Согласно общемахаянскому учению о буддийской практике, процесс достижения просветления включает четыре основных этапа: зарождение мысли бодхисаттвы (принятие решения); постепенное накопление заслуг в ходе практики; просветление (бодхи), понимаемое как следствие накопленных заслуг, и реализация бодхи-состояния в виде перехода в нирвану.

Концепция областей бодхисаттвы представляет собой схематизированное описание характерных устойчивых состояний психики индивида. Описание этих состояний имеет достаточно общий, символический характер, поскольку их конкретное состояние определяется экзистенциальной ситуацией индивида и его совокупным опытом. В целом данная схема предназначена для психоориентации практикующего.

Первая стадия – область радости. Её содержанием является появление мысли о бодхи. Процесс интеграции индивида начинается с постановки абстрактной цели, причём возможность её достижения переживается в ходе эмоционально насыщенного интуитивного акта сознания. На этом этапе принимается обет (пранидха) бодхисаттвы.

Вторая стадия – область чистоты. Потребность деятельности в соответствии с пранидхи приводит индивида к созданию системы запретов и ограничений, следование которым образует этическую практику.

Третья стадия – освещающая область. Индивид приступает к саморегуляции посредством созерцания (бхавана), т. е. происходит активизация ментальной деятельности практикующего.

Четвёртая стадия – озаряющая область. Индивид организует свою сансарическую деятельность в соответствии с данными созерцания.

Пятая стадия – труднодостигаемая область, являющаяся ядром буддийской практики. Внутренние противоречия деятельности на предыдущем уровне выявляют недостаточность лингвистического понимания универсальной буддийской истины (дхармы), аспектами которой являются четыре благородные истины. Интуитивный акт познания четырёх истин включает понимание Второй благородной истины (истины о происхождении страдания). Уяснение этих истин означало одновременно понимание Третьей благородной истины (истина о прекращении страдания). Динамика интуитивного акта определяется как Четвёртая благородная истина (истина о методе). Акт сопряжён с особым состоянием психики, фазы которого в терминах йоги определяются как дхьяна (медитация) и самадхи (концентрация)

Шестая стадия – область ясного видения. Медитирующий переходит во вторую дхьяну, в ходе которой усиливается чувство спокойствия. Адепт начинает испытывать радость (прити) и безмятежность (сена). Для компенсации определённой нестабильности психики, возникающей в результате нарастания положительных эмоций, медитирующий усилием воли приводит своё сознание в состояние равновесия.

В данной стадии адепт продолжает созерцать аспекты Четырёх благородных истин. Он реализует шестую, праджня-парамиту (парамиту мудрости), в результате чего происходит активизация истинного восприятия – праджни, что в свою очередь, позволяет “увидеть” истинное содержание принципов пратитьясамутпады (зависимого происхождения) и анатмана (несубстанциональности) и выявить, таким образом, реальное содержание субъектно-объектно отношений.

Седьмая ступень – отдалённая область. Медитирующий приступает к третьей дхьяне. Состояние спокойствия сохраняется. Изменяется ощущение собственного “Я”, которое начинает восприниматься как своего рода символ памяти. Данный тип самости определяется те5рмином “сампраджня”.

Созерцание Четырёх благородных истин на этой стадии приводит к реализации седьмой, упая-парамиты (парамиты метода /“искусных средств”/). Индивид приступает к выполнению обета – пранидхи. Целью является успокоение всех дхарм.

Восьмая область – область неподвижности. Индивид входит в четвёртую дхьяну. Доминирующими факторами психики здесь становятся спокойствие, память-самость и чистота сознания. Медитирующий входит в бодхи, реализуя семь его ветвей. Индивид начинает проявлять четыре безграничных качества: буддийская любовь (майтри); спокойствие (упекша) милосердие (каруна) стойкость (мудита)

На восьмой стадии адепт завершает прохождение через четыре локуса рупалоки, включающие шестнадцать брахмалоков (миров Брахмы), и реализует восьмую, пранидха-парамиту, что даёт ему возможность, завершив рассмотрение Четырёх благородных истин, начать движение к нирване. Главной задачей при этом является преодоление дуальности ментальных и нементальных актов (т. е. дуальности “Я” и “не-Я”), обусловленными накопленными индивидом энергетическими импульсами. Накопленные энергетические импульсы (упрощённо говоря – карма) вызывают неправильные способы восприятия мира, именуемые клеша. Клеша есть главный дефект непросветлённого сознания, искажающий истинный облик того мира, в котором индивид ведёт свою экзистенциальную борьбу. Постепенное освобождение от клеш осуществляется в процессе прохождения областей – бхуми. Клеши “сжигаются” в пламени познания на четвёртой стадии и “ обуздываются” на пятой. На восьмой стадии практикующий должен достичь полной свободы от воздействий клеш и обеспечить стабильность психики.

Постепенное преодоление дуальности приводит к реализации праджня-состояния, в результате чего практикующий переходит в девятую стадию – область добродетельного познания. Здесь индивид приобретает специфические теургические способности (десять святых сил татхагаты), позволяющие применить к феноменальному миру принцип каруна (особая теургическая энергия, выступающая на психическом уровне как чувство космического сострадания, охватывающего весь космос). Карунические проявления спонтанны и не обусловлены причинно-следственными связями.

Индивид реализует девятую, бала-парамиту – парамиту силы, и полностью входит в бодхи-состояние.

Десятая ступень – облако дхармы. Бодхисаттва реализует десятую, джняна-парамиту (парамиту знания) и обретает качество, именуемое “всепроникновение”. Оно характеризуется изменением качества мировосприятия: “Шесть корней (органы восприятия и ум-манас) распространяются, заполнив десять сторон”. По-видимому, на данной стадии индивид окончательно “растворяет” себя в универсуме, ощущая своё соматическое и психическое единство с ним. В “Суварнапрабхасоттаме сутре” прямо говорится, что практикующий вступает в определённое отношение с буддийским психокосмом (“Телом Закона” – дхармакая), подобным воздушному пространству. Знание, достигаемое при этом, уподобляется большому облаку, которое всё охватывает и покрывает. Можно предположить, что перед нами изложенное специфическим буддийским языком описание состояния естественной деперсонализации личности, к которому и была устремлена буддийская практика.

Завершив прохождение десяти стадий, бодхисаттва входит в ситуацию “приближающегося прозрения”, в которой возможен дальнейший выбор между превращением в Будду, т. е. полным отказом от собственного “Я”, или же путём, когда собственное “Я” сохраняется и используются различные способы помощи всем живущим в достижении истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: