Бодхисаттвы в Хинаяне

Бодхисаттвология.

Бодхисаттва (букв. “существо, стремящееся к просветлению”) – в буддийском учении человек (или какое-нибудь другое существо, например, животное или обитатель ада), который принял решение стать Буддой. Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений – сансары и спасти все живые существа от страданий.

Бодхисаттвами в хинаяне считаются только бывшие Будды (их число не превышает 24) до момента просветления. Бодхисаттвой считался и будда нынешнего периода Шакьямуни в рождениях, предшествующих последнему, в котором Шакьямуни достиг окончательного просветления. Рассказы о предыдущих рождениях будды Шакьямуни собраны в разделе “Джатака” (ок. 550 рассказов), входящего в “Сутта-питаку” палийского канона. В джатаках бодхисаттва часто выступает не только в облике человека, но и в облике животных и различных мифических существ (нагов, якшей и др.).

Характерной для бодхисаттвы является встреча в одном из рождений с буддой текущего периода, во время которой будда предрекает ему будущее просветление.

Перед своей последней земной жизнью бодхисаттва пребывает на небе Тушита – четвёртом уровне небес сферы желаний (см. схему буддийского космоса).

Находясь на этом небе, бодхисаттва совершает восемь больших проверок: время, материк, страну, семью, родительницу, срок жизни, месяц и отречение. Проверка времени означает, каков обычный срок жизни людей, населяющих землю. Он должен быть не более 100 тысяч лет (иначе старость и смерть незаметны и проповедь не удаётся) и не менее ста лет (тогда у людей слишком мощные аффекты и вразумить их невозможно). “Проверяет материк и страну” – рождение будущего будды обязательно в “срединной стране” материка Джамбу. Проверяет семью, родительницу и срок жизни будущий будда может родиться только в брахманской или кшатрийской семье, родительница его должна не иметь пороков и умереть на седьмой день после родов. Что означает проверка месяца и отречения, неясно.

В настоящее время бодхисаттвой является Майтрея – будда грядущего мирового порядка. Сейчас Майтрея обитает в небе Тушита, где ждёт времени своего вступления в мир людей. Майтрея – единственный бодхисаттва, который почитается во всех трёх течениях буддизма – хинаяне, махаяне и ваджраяне. С этим бодхисаттвой были связаны эсхатологические концепции, характерные как для южного, так и тибетского буддизма. Интересное описание подобного рода настроений оставил китайский путешественник Фа Сянь, посетивший Цейлон в начале 5 в. Приведём отрывок из этого описания:

Некий индийский монах, восседая на высоком сидении, произносил сутру, которая гласила: “... Когда иссякнет учение Будды, срок жизни людей сократится до пяти лет, и в эти пять лет всего будет мало – и риса, и масла. Тогда народ, жестоко озлоблен, станет выдирать траву и деревья, но травы превратятся в ножи, а деревья – в палки; и все бросятся друг друга колотить, резать да убивать. Но останутся ещё среди них достойные, и удалятся они в горы... Когда же в мир явится Майтрея и начнёт вращать колесо учения, то прежде всего спасёт тех последователей учения, завещанного Шакьямуни, кто ушёл от мира, кто принял три защиты, пять воздержаний и восемь обетов, кто приносил дары Трём драгоценностям. Во вторую же и в третью очередь он спасёт тех, кто связан мирскими узами”. Фа Сянь пожелал переписать эту сутру, но сей человек сказал: “Это не сутра, но откровение моего сердца ”.

Таким образом, в целом в хинаяне бодхисаттва не играл большой роли в реализации конечной цели буддийского учения – спасении живых существ из океана сансары, и, следовательно, это понятие не подвергалось подробной философской разработке. Каждый человек должен был сам добиваться своего спасения. Религиозным идеалом хинаяны был идеал архата – святого, который самостоятельно пошёл по указанному Буддой пути и вошёл в конечную безостановочную нирвану. На этом пути никакой другой человек не мог помочь ему (в том числе и Будда – он лишь указал направление пути) и сам он, в свою очередь, ничем не может помочь другим. Способы и методы достижения архатства подробно разбирались и обосновывались в буддийской философской литературе. Интересно, что в “Дхаммападе” – своеобразном “катехизисе” хинаяны – понятие бодхисаттвы вообще не упоминается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: