Социальный контроль масс, влияние на человека

Обеспечение развития личности

Общественные связи играют важнейшую роль в формировании личности в той ее части, которая связана с влиянием культуры. Исходя из теории модальной личности (под ней американский социолог К. Дьюбойс понимает наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий особенностями, свойственными культуре данного общества), можно считать, что посредством общественных связей общество прививает своим членам те общекультурные ценности, которые составляют суть модальной личности. Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, соответствующих культуре этого общества. Общественные связи не заменяют межличностного влияния, семьи, окружения личности – они доводят до личности социокультурные и базисные личностные образцы: через образование, религию, пропаганду, рекламу, массовую культуру.

Общественные связи как процесс обмена информацией и стоящими за ней ценностями, как производительная сила коммуникаций становятся движущей силой общественного прогресса. Они необходимы для жизнедеятельности общества и социального контроля масс. Социальный контроль масс является весьма значительной частью культуры влияния на человека.

Понятие социального контроля принадлежит французскому социологу Г. Тарду. Его суть сводится к обеспечению контроля над комфортным поведением индивидов в границах определенных общественных институтов, как подчинением индивида социальной группе. Идеи Г. Тарда нашли развитие в работах американского социолога Э. Росса и Р. Парка.

Э. Росс рассматривал социальный контроль в качестве направленного влияния общества на поведение индивида для сохранения необходимого социального порядка.

Р. Парк понимал социальный контроль как соотношение социальных сил и человеческой природы. Исходя из этого, он рассматривал его в трех уровнях: элементарные формы социального контроля, общественное мнение и социальные институты.

Система общественных связей, обеспечивая усвоения индивидом культуры, необходимого социокультурного опыта, важного для жизни в данном обществе, по сути, формирует личность. Этот процесс – существенная часть социального контроля. Начинаясь в семье, с ее традиций и ритуалов, он в развитых странах замыкается на институты культуры, религии, систему образования, СМИ.

Второе направление исследования социального контроля представлено работами Р. Мертона, П. Селфа и др. Изучая технику социального контроля, они вводят понятие «санкций» – воздействие на индивида в случае нарушения им тех или иных групповых и общественных норм. К ним относятся физические, экономические меры, манипуляция вкусами, настроениями, сознанием, поведением людей. По сути, речь идет о разных формах проявления общественных связей, о манипулировании сознанием.

В основе социального контроля, а более широко – в основе культуры влияния на человека с течением времени стала преобладать тенденция взаимодействия мира реального, мира информационного и мира символического. Современный мир подчинен правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали СМИ. В мире информационном событие может приобрести совершенно иное значение, более весомое, чем оно было в реальном мире и наоборот. Но есть еще мир символический – система символов, имиджей, образов, которыми мыслит, оперирует человек после взаимодействия с миром информационным. Если мир информационный ориентирован на индивидуальную память человека, то мир символический–на социальную память.

§3.Коммуникационные системы общественных связей.

Содержание общественных связей определяется информацией. Но информация безжизненна без социальной коммуникации. Современные исследователи определяют социальную коммуникацию как движение знаний, мифов, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Главное в этом понимании коммуникации – движение информации в социальном времени и пространстве, т. е. социальная память. Без нее немыслима социальная коммуникация. Французский исследователь С. Московичи утверждает, что коммуникация – в высшей степени социальный процесс. Измените ее форму, ее средства, и она тут же изменит природу групп и форму власти. С. Московичи вместе с французским социологом Г. Тардом приходит к выводу, что каждому типу связи соответствует некоторый тип социального сообщества: традиционной коммуникации «из уст в уста» – толпа; современной коммуникации, берущей свое начало с газеты – публика. Кроме того, каждому типу коммуникации соответствует особый тип лидера.

Общественные связи, имеющие своим объектом воздействия общественность, способны функционировать благодаря встроенным в них коммуникационным системам.

Коммуникационная система общественных связей представляет собой единство определенного вида социального общества и соответствующей ему формы общественной связи со своими типами коммуникаций и лидеров. Коммуникационные системы различаются по эффективности и масштабности влияния на людей. Наиболее эффективна во влиянии на настроение и сознание людей та коммуникационная система, в которой социальной сообщество представлено публикой, содержание общественных связей– пропагандой, массовой культурой, рекламой; тип коммуникации представлен СМИ, компьютерными сетями и личностными информационными каналами, а тип лидера – вождями, политиками, публицистами и актерами. В других коммуникационных системах социальное сообщество – это образовательная, зрелищная или церковная аудитория, а то и толпа, и соответствующие им коммуникации и лидеры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: