Направленность в структуре личности

Тема 1.3. Направленность личности

Вопросы для обсуждения:

1. Направленность в структуре личности.

2. Потребности и мотивы в структуре направленности личности.

3. Формы направленности личности.

4. Самосознание и Я-концепция.

Литература:

1. Березовин, Н. А. Основы психологии и педагогики / Н. А. Березовин, В. Т. Чепиков, М. И. Чеховских – Минск: Новое знание, 2004.

2. Дубравина, И.В. Психология. / И.В. Дубравина. – М.: Академия, 2001

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. выш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.-4-е изд.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Кн.1: Общие основы психологии.

При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению её структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С.Л. Рубинштейна К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:

Ø направленность;

Ø знания, умения и навыки;

Ø индивидуально-типологические особенности.

К. К. Платонов:

Ø подструктура направленности;

Ø подструктура социального опыта;

Ø подструктура форм отражения;

Ø биологически обусловленная подструктура.

А. Г. Ковалев:

Ø направленность;

Ø возможности;

Ø характер;

Ø система упражнений.

Б. Г. Ананьев:

Ø первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, со­циальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);

Ø вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение миро­воззрение);

Ø характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в ка­честве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассма­тривают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

В разных концепциях направленность определяется и толкуется по-разному как«динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), как «смыслообразующий мотив » (А.Н. Леонтьев), как «доминирующее отношение» (В. И Мясищев), как «основная жизненная направленность» (А. С Прангишвили).

Мы будем исходить из следующего определения направленности личности.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Приведенное определение понятия «направленность личности» часто совпадает с некоторыми другими понятиями. Поэтому определим также такие понятия, как «мотивационная сфера», «мотивация» и «мотив». При решении этой задачи будем базироваться на позиции одного из известных российских исследователей проблем мотивации Е. П. Ильина.

Мотивационная сфера – сложная система разнохарактерных мотивов (потребностей, интересов, склонностей и т. п.), отражающих различные стороны социальной деятельности

человека и его социальные роли.

Мотивация:

1) побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность;

2) процесс формирования мотива.

В первом случае определение мотивации совпадает со значением «направлен­ность личности», поэтому мы будем понимать мотивацию в процессуальном значении.

Мотив - (от лат movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием.

Таким образом, мотивационная сфера наиболее широкое из рассмотренных понятий, включающее совокупность всех побуждений человека на различных уровнях его жизнедеятельности (физиологическом, психическом, социальном). Направленность же указывает на доминирование в мотивационной системе мотивов, которые определяют направление поведения и деятельности человека, показывают преимущество у него одних мотивов перед другими.

Когда мы рассматриваем процессы возникновения, развития и затухания мотивационных побуждений, мы используем понятие «мотивация», хотя иногда оно используется и в другом значении. Под мотивом мы будем иметь ввиду психо­логическое образование, вызывающее активность человека и являющееся основанием его поведения и деятельности. Ввиду того, что появление активности человека связывают с потребностями, рассмотрим их место в мотивационной сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: