В качестве инструментария для управления конфликтами, противоречиями и сопротивлением в коллективе могут быть использованы различные социально-психологические технологии.
В психологических исследованиях определены основные принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.
Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. В данном случае необходимо:
— отличить повод от истинной причины конфликта, которая нередко маскируется его участниками;
— определить деловую основу;
— уяснить истинные мотивы вступления людей в конфликт.
Разрешение конфликта с учетом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия.
Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний. Если конфликт принял ярко выраженный эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как напряженность влияет на результативность работы, оппоненты теряют свою объективность, у них снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа в спокойной и доверительной обстановке.
Разрешение конфликта с учетом личностных особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности конфликтующих: отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению, каковы ^х доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д. Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.
В управленческой практике в организациях используются следующие социально-психологические приемы разрешения конфликтов.
Перевод конфликта на уровень социальной рефлексии. Технология такого перевода в организации предусматривает формирование небольших контактных групп с примерно равным количеством участников конфликтов с обеих сторон. Участникам предлагается мысленно сопоставить возможные потери от конфликта с поставленными организацией целями, провести взаиморефлексию и саморефлексию, условный «обмен ролями», проделать ряд упражнений из области социально-психологического тренинга. Таким способом можно внести позитивные моменты в общение участников группы, вызывать желание сотрудничать, заново рассмотреть причины и цели конфликта.
Исследование общественного мнения. Групповое сознание в организации весьма информативно с точки зрения оценки социальной напряженности и позволяет выявлять, предотвращать и разрешать конфликты. Формирование в коллективе определенного общественного мнения о конфликтующих сторонах является мощным регулятором поведения людей. Многие зависимы от отношения окружающих, нуждаются в одобрении и поддержке. Конфликтуя, они могут оказаться в изоляции, которую переживают настолько болезненно, что даже готовы прекратить конфронтацию.
Операциональные способы урегулирования и разрешения конфликтов на индивидуальном уровне. Если участник конфликта в сфере социальной работы оказался действительно возмущен, раздражен тем, что произошло в ходе общения, то ему лучше поставить в известность об этом своего оппонента. Это
не означает, что следует обрушиваться на него со всей мощью. В такой ситуации наиболее подходящим способом поведения было бы прибегнуть к «^«-высказываниям вместо «Вы»-вы-сказывания. Если первая формула будет выглядеть как выражение собственных чувств («Я действительно очень разозлился, потому что...»), то вторая — как уличение, обвинение партнера («Вы неправы, потому что...»), что обязательно усилит обострение эмоций.
Поскольку главным фактором эффективности вербального взаимодействия в сфере социальной работы является искренность взаимоотношений между сторонами, то вполне естественным было бы проинформировать партнера о тех чувствах, которые возникли в результате сложившейся острой ситуации. Нередко бывает так, что другая сторона не догадывается о том, что преступила некоторую черту, если ей не сказать об этом.
Важно уметь пользоваться тем, что психологи называют кнопкой «пауза». Как только становится очевидным, что диалоги в сфере социальной работы пошли на высоком эмоциональном уровне (особенно — негативном), наступает время нажать кнопку «пауза». Это хороший способ сохранить во время общения эмоциональную сдержанность при стрессовых ситуациях.
Такой критический, но эмоционально выдержанный анализ результатов — качественно иной вид деятельности.
Приведем другие рекомендации универсального характера по наиболее эффективным моделям ведения коммуникационных процессов с «трудными» партнерами.
Полезно помнить, что поведение «трудного» партнера обусловлено прежде всего его психическим нездоровьем, закомплексованностью, высокой степенью общей неудовлетворенности. Не терять самообладания самому и не заставлять это делать партнера — вот, что важно в конфликтном взаимодействии, не опровергать его замечания. Признавать правду: больше всего человека задевают те замечания в его адрес, в которых заключена либо часть, либо вся правда. Включить его точку зрения в свои аргументы, демонстрируя, может быть, и не согласие с ней, но принятие ее. Сохранять благожелательную невозмутимость, условно соглашаться, отшучиваться, отделываться остротой. Сохранять зрительный контакт, но не пристальный взгляд в глаза: лучше смотреть в переносицу,
в щеки, в подбородок, просить дать прямой совет. Не задавать риторические вопросы и не отвечать на них.
Позволить партнеру выпустить пар. Оставить оскорбление без ответа. Если оба раздражены — отложить диалоги в сфере социальной работы. Если партнеры оказались в «яме», то нужно перестать ее «копать». Попробовать поразить партнера добротой. / Современная психологическая литература выделяет систему способов управления конфликтами. Наиболее эффективные среди них следующие:
— внутренней рационализации: объяснить или даже оправдать (самому себе) действия, поведение «трудного» партнера какими-либо обстоятельствами, хотя бы его неадекватностью;
— внешней рационализации: объяснить или даже оправдать ему самому действия, поведение «трудного» партнера какими-либо обстоятельствами;
— самовнушения. Например: «Смени пластинку!», «Улыбнись самому себе!», «Вспомни приятного человека»;
— зеркала: сделать так, чтобы «трудный» с помощью своего партнера посмотрел на себя со стороны;
— постановка закрытых (требующих ответов — «да» или «нет») вопросов в определенной последовательности;
— замещенной фантазии: снятие напряжения посредством разрядки через воображение. В фантазии можно пожелать своему врагу чего угодно. Как ни странно, это — мощная нейтрализация негативных эмоций, прекрасный способ избавиться от внутренней боли и гнева;
— открытого протеста: произносится громко, четко, внятно;
— отступления: всякое отсутствие эмоций по отношению к «трудному», положительных или отрицательных, потому что он вычеркивается из жизни раз и навсегда. Это отстранение от него, отпускание его все четыре стороны.
Вместе с тем в литературе обращается внимание на приемы, которых следует избегать при взаимодействии с «трудными» партнерами:
— быть назойливым, пытаясь заставить партнера вести себя подобающим образом;
— прибегать к саморазрушению: обращать гнев на «трудного» партнера внутрь самого себя через невротическое
9. Зак. 430
табакокурение, алкоголизацию, прием транквилизаторов, слабых и тем более сильных наркотиков; — применять насилие в любой форме. Изложенное ставит в качестве актуальной задачу научиться разбираться в партнерах во время конфликтного взаимодействия. По их высказываниям, репликам, утверждениям, особенно, когда им сопутствует ссылка на местоимение «я», а также по невербальным сигналам можно получить порой весьма достоверную информацию, касающуюся их психологических особенностей, что позволяет оценить вероятность тех или иных способов поведения во время конфликта. Понятно, что каждый партнер конфликтного взаимодействия индивидуален и не может быть единого подхода ко всем.
Вопросы для самоконтроля
1. Какое содержание вкладывается в понятия «урегулирование конфликта», «разрешение конфликта»?
2. Какую функцию выполняют дисциплинарные методы в урегулировании и разрешении конфликтов?
3. В чем сущность метода лидерства в процессах урегулирования и разрешения конфликтов?
4. Каковы роли:
испытательного срока в процессах урегулирования и разрешения конфликтов;
оценки трудовой деятельности в процессах урегулирования и разрешения конфликтов;
метода движения кадров в процессах урегулирования и разрешения конфликтов;
организационного развития предприятия в процессах урегулирования и разрешения конфликтов;
нормативно-правовых способов в урегулировании и разрешении конфликтов?
5. В чем состоит специфика структурных методов в процессах урегулирования и разрешения конфликтов?
6. Какова сущность социально-психологических принципов урегулирования и разрешения конфликтов?
улулулулулулулулулул- I риа Л. улулулулулулулулулул