СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
2.1. Административные способы урегулирования и разрешения конфликтов.
2.2. Структурные способы урегулирования и разрешения конфликтов.
2.3. Нормативно-правовые способы урегулирования и разрешения конфликтов.
2.4. Социально-психологические принципы урегулирования и разрешения конфликтов.
Урегулирование и разрешение социальных конфликтов — система мер и решений, направленных на их предотвращение в дальнейшем, а также на поиск путей выхода из конфликтов, обеспечение безопасности личности, общества и государства.
В России в последнее время стали уделять более серьезное внимание данной проблеме. В этих целях в стране создаются ассоциации конфликтологов, центры прикладной конфликтологии, появилась серьезная переводная литература. Тем не менее, говорить о сложившейся системе урегулирования конфликтов пока не приходится. Напротив, анализ показывает, что на практике происходят типичные ошибки:
— запаздывание в принятии мер по урегулированию конфликтов;
— попытки разрешить конфликты без выяснения их истинных причин;
— применение только силовых, «карательных» мер по их урегулированию;
— шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа, особенностей и т. д.
Все это серьезно ослабляет безопасность общества и государства, а значит, есть необходимость рассмотреть систему мер разрешения конфликтов, которая включает в себя профилактику конфликта, его разрешение и урегулирование.
Административные способы и методы преодоления (разрешения) конфликтов рассматривают как силовое разрешение конфликта (подавление интересов конфликтующих, перевод на другую работу, различные варианты разъединения конфликтующих), так и «по приговору» (решение комиссии, приказ руководителя организации, решение суда). Применяя данные методы, руководитель опирается прежде всего на законодательные, правовые и нормативные акты. В современной практике администрирования широко применяются следующие методы.
Дисциплинарные отношения как метод управления конфликтами включают в себя общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения определенных норм и правил поведения. Дисциплина — показатель уровня развития организации, нравственного здоровья коллектива. По содержанию дисциплинарные отношения делят на охранительные, поощрительные, воспитательные и организационные.
Метод лидерства включает следующие компоненты:
— власть, основанная на законе (традиционная власть);
— власть, основанная на вознаграждении и поощрении;
— экспертная власть;
— эталонная власть (основанная на влиянии примера);
— власть путем убеждения, влияние через участие в управлении.
Установление испытательного срока и подписание контракта, в рамках которого, как правило, оговариваются функции и условия работы.
Оценка трудовой деятельности возникает как реакция на результаты труда работника. Оценка делится на виды: производительности, личных качеств, стиля деятельности, качеств руководителя, профессиональных способностей, поведения в экстремальных ситуациях и т. п.
Метод движения кадров (повышение, понижение, перевод и увольнение). Увольнение может происходить по инициативе работника и администрации, при этом соблюдение этических правил является обязательным условием.
Организационное развитие предприятия (организация труда) является довольно результативным методом в управлении конфликтами.
Изменение задач и функций предприятия, эффективное продвижение на рынке, повышение производительности труда и, как следствие, усиление социальной защищенности работников приводят к угасанию конфликтных ситуаций.