Концепции личности

Институты социализации

Институты социализации – социальные институты и учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей. Слово «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии, институте науки и т. д.

Проводники социальных взаимодействий – язык, письменность, живопись, музыка, СМИ, орудия труда

Личность является носителем свойств, определяющих социальную природу человека и отражающих, как конкретные общественно-экономические отношения, так и историю общества. В момент рождения ребенок еще не является личностью.

Три важнейшие составляющие личности: - биологические данные, социальное обучение (социализация) и индивидуальная история.

Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности:

- биологическая наследственность;

- физическое окружение;

- культура;

- групповой опыт;

- уникальный индивидуальный опыт.

Существует огромное количество концепций личности.

Чарльз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром и не может осуществляться без участия других личностей. В процессе этих взаимодействий люди создают свое «зеркальное Я» основываясь на воспринятых им реакциях других людей. Другими словами для индивида важно не только то, что он думает о себе, но и то, что думают о нем другие.

«Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

- восприятие индивида другими («Я вижу, что люди обращают внимание на мое новое платье»);

- реакция других на индивида («Я вижу, что им нравится мое новое платье»);

- восприятие индивидом реакции на него («Я испытываю от этого радость и видимо, я часто буду надевать данное платье»).

При этом существует опасность «искаженного зеркала». Оценка окружающих не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение.

Идеи Кули получили развитее в работах Джорджа Герберта Мида. Мид разработал теорию «обобщенного другого» дополняющую теорию «зеркального Я». В отличии от Кули, который не установил механизм восприятия личностью оценок, Мид объяснил сущность процесса восприятия индивидом других личностей. Мид считал, что человеческое «Я» состоит из двух частей:

- «Я-сам» - реакции личности на воздействие других людей и общества в целом;

- «Я-меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей..

В соответствии с концепцией Мида «обобщенный друг» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный «Я»-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного друга».

Это осознание «обобщенного друга» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей и формирования «Я»:

- имитация – копирование поведения взрослых без понимания его смысла;

- игра – воспроизведение поведения взрослого в игре, что в отличии от предыдущей стадии предполагает понимание разыгрываемой роли;

- коллективные игры – этап, на котором ребенок не только усваивает свою роль, но и роли партнеров. Ребенок начинает осознавать ожидания не только одного конкретного человека, но и всех представителей группы, воплощенных в образе обобщенного и безличного другого.

Концепция личности З Фрейда рассматривает личность как образ человека стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов и табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворений инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно-приемлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом представляет собой трехуровневое образование:

- низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями»;

- средний слой (Я или Эго);

- верхний слой (Сверх-Я или Супер_Эго) представленный нормами общества, воспринятые человеком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: