Определение конфликтности человека
- Опросник А.Басса - А.Дарки.
- Диагностика МЛО.
- Личностный опросник Г. Айзенка.
- Шкала реактивной и личностной тревожности.
- Методик «Q - сортировки».
· Опросник К. Томаса.
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
- целенаправленное обусловленное объективным законами воздействия на динамику конфликта в интересах развития или разрушения то соц. системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Содержательные этапы управления конфликтами:
1. Прогнозирование конфликта и его функциональной направленности.
2. Предупреждение (нейтрализация, недопущение конфликта) и стимулирование конфликта (провакация или вызов конфликта).
3. Регулирование конфликта – ослабление или ограничение конфликта - переход в сторону разрешения.
Этапы регулирования:
|
|
1. Признание реальности конфликта
2. Легитимизация конфликта (определение правил поведения)
3. Институализация конфликта (создание рабочих групп, органов власти, процесс исполнения действия)
4. Разрешения конфликта (причины устраняются)
Диагностика и регулирование конфликта
Алгоритм управления конфликтом:
- Изучение причин возникновения конфликта.
- Ограничение числа участников.
- Дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов.
- Принятие решения.
- Информационные. Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов.
- Коммуникативные. Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения.
- Социально-психологические. Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе.
- Организационные. Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников.
Методы управления конфликтом:
1) Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения, в умении высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента.
2) Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.п.
|
|
3) К таким методам относят: разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку или уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованных систем вознаграждения.
4) Межличностные методы предполагают выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к минимуму ущерб своих интересов. Наряду с хорошо известными стилями конфликтного поведения (уход, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество), следует обратить внимание на принуждение и решение проблемы.
5) Принуждение означает попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой, не интересуясь мнением других.
6) Решение проблемы означает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти путь действий, приемлемый для всех сторон.
7) Переговоры выполняют определенные функции, охватывая многие аспекты деятельности работников и представляют собой набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.
8) Ответные агрессивные действия – методы, являющиеся крайне нежелательными для преодоления конфликтных ситуаций. Применение этих методов приводит к разрешению конфликтной ситуации с позиции силы, в том числе с использованием грубой силы, насилия.