double arrow

Методика организации социально-педагогического комплекса (СПК)

Структура, этапы, задачи, содержание диагностики микросреды

Классификация проявлений социальной среды

Классификация проявлений социальной среды:

· по виду общества - общественная формация, класс, группа;
· по виду группы - семейная учебная, трудовая, общественная, спортивная, военная;
· за формирующим влиянием - детермінуюча, обучаемая, вправляюча, воспитательная, перевиховна;
· по способу воздействия на форму сознания - правовая, нравственная, эстетическая, научная;
· по возрасту - ровесники, старшие, младшие, смешанное;
· по отношению к среде - положительное, безразлично, отрицательное;
· по социальной направленностью - социальное, асоциальное;
· по степени контактности - прямое, косвенное.

Диагностику микросреды лица можно разделить:
- на диагностику микросреды социального института, в структуру которого включена человек (социально-педагогическая характеристика микросоциума, Карта-характеристика микрорайона школы, Карта-характеристика жизненного пространства семьи и т.п.);
- на диагностику микросреды лица (Карта обследования жизненного пространства человека).
Диагностический комплекс включает широкий спектр методик социологического, педагогического, психологического характера. К выполнению задания могут привлекаться специалисты: школьные психологи, работники социологических служб, правоохранительных органов, системы образования, медицины.
При проведении диагностики микросреды социальному педагогу необходимо:
- выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;
- построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;
- обеспечить этичность, личный подход, педагогическое предвидения;
- осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к исследованию микросреды лица;
- сформировать задачи и форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представление результатов.

Социально-педагогическая работа в социуме (то ли микрорайон учреждения, в котором работает специалист, или пространство жизнедеятельности человека) должна соответствовать принципам комплексности, системности. Один из примеров - создание СПК.
СПК - структурно организована разветвленная сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических служб, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и осуществление прав каждого своего гражданина в творческой самореализации, успешному физическом, психическом и социальном развитии личности.
Структура СПК размыта. Как правило, в звене управления широко используются различные координационные советы (попечительский совет, педагогический совет, тематические центры). Например, в структуре школьного СПК могут действовать службы: медико-психолого-педагогическая, семейная, культурного досуга, правовой и экономической защиты лица, профессиональной ориентации и социальной адаптации, социальной профилактики, физического и психического здоровья, развития и поддержки детских и юношеских инициатив.
СПК действует на основе специально созданных программ или на основе функциональных обязанностей его членов.
В задачи СПК входит:
- обеспечение необходимых условий по месту жительства несовершеннолетних для эффективного социального воспитания;
- проведение ранней диагностики, коррекции и реабилитации;
- предоставление оперативной социальной помощи;
- координация усилий в работе с семьей и в мікросоціумі;
- социально-педагогическая поддержка лиц со специфическими потребностями.
Можно выделить типы СПК:
- школьного, ведомственного и межведомственного уровня;
- территориального и проблемно-ориентированного характера;
- широкого профиля и ориентированы на отдельные категории обслуживаемых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: