Социально-педагогическое прогнозирование

Этапы осуществления социальной диагностики

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:
· знакомство с клиентом, определение задач, выделение состав ситуаций, диагностируемых параметров этой ситуации, выбор основных показателей или критериев;
· измерение и анализ показателей;
· формулирование выводов диагноза.
При осуществлении социального диагноза важно определить меру технологичности и творчества. Социальный диагноз как процесс имеет творческий характер. Но он также имеет вероятно определенный алгоритм действий, использование процедур и средств решения проблемы. Наиболее полно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагностики проблем социального развития В.И. Вернадский. Он рекомендовал придерживаться правил:
· проводить детальный анализ;
· видеть по отдельным общее;
· не ограничиваться описанием явлений, а глубоко исследовать их сущность и связь с другими процессами;
· не избегать вопрос “почему?”;
· прослеживать историю идей;
· собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников;
· изучать общие закономерности научного познания;
· совмещать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;
· не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
Социальная диагностика является необходимым звеном преобразующей практики в цикле: диагноз - прогноз - программа - внедрения. Она является важным технологическим инструментом и, прежде всего, обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глубже понять социальные проблемы и перспективы их развития.

Цель социально-педагогического прогнозирования - обнаружить, что реально в данной ситуации можно решить на начальном этапе работы. Прогнозирование социально-педагогического развития ситуации, воспитание человека - один из самых трудных этапов деятельности диагноста, что предполагает знание особенностей характера социальной проблемы, умение специалиста в прогностичній деятельности. На результат прогнозирования влияет наличие достаточно полной информации об объекте социального диагноза с одной стороны, личностный опыт диагноста, интуиция - с другой.
Профессионализм диагноста заключается в том, чтобы объективно опираться на технологичность диагностирования, применяя творческий подход. Прогноз может иметь характер:
- индивидуально-прогностический;
- индивидуально-коррекционный;
- корекційно-компенсаторный развитие и воспитание.
По результатам прогностической деятельности социальный педагог делает выводы, которые включают:
- описание перспектив возможного индивидуального, индивидуально-коррекционного развития и воспитания;
- формулировка социально-педагогических пролблем клиента.
После прогнозирования следующее действие - реализация целей социально-педагогической работы в непосредственной целевой технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: