Особенности социального диагноза семьи

ТЕМА 9. Методика и технология социально-педагогической работы с семьей

1. Особенности социального диагноза семьи.
2. Методика диагностики семьи.
3. Диагностирование семьи на уровне ее подсистем.
4. Документирование результатов социального диагноза семьи.

Литература
1. Технология работы с разными категориями клиентов центров социальных служб для молодежи: Методическое пособие / С.В.Толстоухова, О.О.Яременко, О.В.Вакуленко и др. - К.: ДЦССМ, Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2003. -88с
2. Шакурова М.В. Методика и технология работиии социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272с.
3. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. Д-р ист.наук проф. Е.И.Холостовой. -М.:Юрист, 2000. -424с.
4. Психология: Учебник/Ю.Л.Трофімов, В.В.Рибалка, П.А.Гончарук и др.; За ред. Ю.Л.Трофімова. 4-е издание стереотип. - К.:Лыбидь, 2003. -560с.

Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единственная экономическая основа, общность быта, взаимосвязанный образ жизни ее старших и младших членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-нравственные связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семьи, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семьи. В его задачи входит:
- установление контактов с семьей;
- выявление проблем и трудностей в семье;
- стимулирование семьи и отдельных ее членов к участию в совместной деятельности;
- оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами - психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти, общественностью.
Социальный педагог обеспечивает общественное признание и общественную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей, использует индивидуальные методики работы с семьями, которые нуждаются в особой помощи (семьям «группы риска», многодетным, неполным и др.), способствует развитию семейно-соседских форм кооперации и взаимопомощи на основе осуществлении всеобъемлющего социального диагноза.
Прежде всего следует определить типологию семейной структуры:
- за степенью эмоциональной духовного единства - объединенные (интегрированные) и соединения (дезинтегрированы);
- по характеру психологической и ценностно-ориентационной единства - гармоничные и дисгармоничные семьи;
- по признаку коммуникативных установок членов - прагматические и альтруістичні;
- по критерию социального положения семьи - гомогенные (супруги из одной социальной ступени) и гетерогенные (происходят из разных социальных групп, каст, классов);
- по критерию пространственно-территориальной локализации - патрилокальними, матрилокальними, которые проживают самостоятельно;
- по количеству детей;
- по количеству и характеру коммуникативных связей - открытые и закрытые;
- по характеру распределения власти - єдиновладні и демократические.
По критерию власти розрізнють:
- патриархальные и матриархальные семьи;
- партнерская семья - с суміфсним обсуждением семейных решений.
Современный этап развития западного общества показывает, что семья коренным образом изменена. Это обусловлено целым рядом обстоятельств экономического и культурного характера. Социологи среди них называют:
- рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность (что вызывает стремление женщин к большей самостоятельности, пересмотра традиционной структуры семейных отношений, к изменениям традиционных функций семьи, равноправия с чоловфіками в принятии решений, в контроле над расходами и имуществом семьи);
- создание двух центров жизнь - труда и дома (ранее профессиональная деятельность и домашнее хозяйство существовали в единстве, в пределах обдієї семьи);
- изобретение надежных контрацептивных средств против оплодотворения.
Эти и другие причины вызовами появление разного рода тенденций развития современной семьи. К ним относятся:
- рост разводов (абсолютное и относительное);
- рост числа неполных семей и детей, рожденных вне брака;
- уменьшение средней продолжительности брака;
- проживание супружеских пар без оформления брака;
- уменьшение количества членов семьи и рождаемости детей с последующим старением населения;
- увеличение количества одиноких людей, которые не принимают брак;
- уменьшение количества повторных браков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: