ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство образования и науки Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Назначение России — нести в себе удерживающее начало и противостоять тайне беззакония. Ибо в том решаются судьбы мира.
Так осуществляется Промысл Божий. Он осуществляется посредством синергии, соработничества человека с Богом, через соединение воли человека, познавшего смысл своего бытия, с волей Творца — в деле спасения. Христос Спаситель восстановил в Себе, как в Новом Адаме, разорванное единство человеческого бытия. Но человек должен сознательно совершить волевое движение к соединению со Христом. Если он откажется от того, удерживающий будет взят. Для соединения же со Христом необходимо пребывание в Православной Церкви.
Подлинно выразил русскую идею Достоевский, когда утвердил: "Правда выше России".
Правда Христова — вот что важно.
Великий смысл бытия русского начала в служении этой Правде. Иначе вся история наша обессмысливается, русские самозамкнутся в националистическом чванстве и погибнут со всем миром, спасти который призваны.
Мировое зло обрушивается на Россию именно потому, что в ней ещё не угасла православная вера. Не против России просто, но против Православия в России направлена вражда мирового зла.
Должно сознать, что вражда "мировой закулисы" к Православию есть выражение бунта тела против духа и Бога, есть стремление тела окончательно утвердить власть над духом.
Удерживающий именно тело, и душу, и дух наши ещё удерживает нас в подчинении Богу.
Вот коренные положения, по которым должно осуществляться и наше осмысление искусства, литературы, в частности. Сколько бы ни твердили нынешние либеральные теории, что искусство осуществляется вне какой бы то ни было борьбы, над этой борьбой, - сколько бы ни твердили, - истина в том, что искусство активно действует в пространстве этой борьбы. И здесь оно: или на стороне Удерживающего, или на стороне апостасии. "Кто не со Мною, тот против Меня" (Мф. 12,30). Третьего не дано.
Вступление 3
Глава I Литература XVII столетия 10
Глава II Литература XVIII столетия 20
Глава III Литература начала XIX века 50
Глава IV Александр Сергеевич Пушкин 68
Глава V Михаил Юрьевич Лермонтов 111
Глава VI Николай Васильевич Гоголь 135
Глава VII Русская литература середины XIX столетия 168
Глава VIII Иван Сергеевич Тургенев 223
Глава IX Русская литература второй половины XIX столетия 255
Глава Х Фёдор Михайлович Достоевский 317
Глава XI Лев Николаевич Толстой 420
Глава XII Николай Семёнович Лесков 537
Глава XIII Антон Павлович Чехов 582
Глава XIV Русская литература конца XIX — начала XX веков 664
Глава XV Алексей Максимович Горький 739
Глава XVI Иван Алексеевич Бунин 774
Глава ХVП Иван Сергеевич Шмелёв 796
Глава XVIII Русская литература советского периода 837
Глава XIX Русская литература в эмиграции 963
Глава XX Литература конца XX столетия 1018
Заключение 1053
Учебное религиозно-просветительское издание
© Издательский Совет Русской Православной Церкви
Москва, ул. Погодинская, 20/2
ЛР № 030587 от 29.12.98
Подписано в печать 22.01.2003.
Формат 60x90/16, объем 66 п.л. Доп. тираж 5000 экз.
Заказ 3167.
Отпечатано в типографии с готовых диапозитивов издательства.
ОАО «Тверской полиграфический комбинат».
170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5.
«Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»
Арзамасский государственный педагогический институт при поддержке Всемирного Русского Народного Собора и Союза писателей России проводят 23-25 мая 2012 года IV Всероссийскую научно-практическую конференцию