Социальная политика государства в условиях реформирования экономики

Практика показала, что существование обширных зон нищеты чревато мно­гими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и) т. п. В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе.

Проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в парадоксальном явлении: количество людей, относимых к категории бедных, может возрасти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вво­дя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, что национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным.

Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Сплошь и рядом мы видим, что целью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки. Итак, если общество признает справедливым поддержку наименее обеспеченных слоев населения, то конкретной реализацией социальных программ занимается правительство страны.

Особую роль в социальной политике отводится трансфертам. Трансферт - это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности) Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения.

Одна из важнейших проблем социальной политики является стимулирование поиска работы бедными гражданами. Дело в том, что развитая система социальной помощи в странах с рыночной эко­номикой все чаще делала невыгодным для малоимущих граждан поиск работы.

В связи с программой перераспределения доходов существует так называемая дилемма эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Таким образом, существует опасность того, что экономические стимулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого «национального пирога». Следовательно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист Л.Оукен, назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.

При изучении индивидуального распределения мы сталкиваемся с со­циальной проблемой неравенства личных доходов людей. Неравенство доходов не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. Во многом оно определяется неравенством распределения частной собственности на факторы производства и право­выми нормами, определяющими ее передачу, например, по наследству доходы отдельных людей могут быть представлены как доходы заработан­ные (в зависимости от личных условий и труда) и "незаработанные".

В начале XX века во всех странах получила развитие политика перераспреде­ления доходов, направленная на более справедливое распределение на­ционального дохода. Сегодня можно выделить три наиболее влиятельных направления экономической мысли, обосновывающих необходимость до­стижения большего равенства в обществе:

во-первых, социалистическое учение, которое выступает против частной собственности, "незаработанных" доходов и права на­следования;

во-вторых, индивидуалистические доктрины, утверждающие до­стоинства личности, и связанное с ним право всех людей на со­циальный минимум;

в-третьих, кейнсианская концепция, доказывающая, что нера­венство ослабляет спрос на потребительские товары, сдерживает экономический рост.

Перераспределение доходов осуществляется в виде передачи денег богатыми бедным — это вертикальное перераспределение доходов. Пере­распределение доходов через госбюджет в рамках отдельных социальных групп показывает, что эти группы сами платят за социальные выгоды, которые они получают во всей их совокуп­ности. Такое перераспределение назы­вается горизонтальным (т.е. в рамках одной социальной группы).

Перераспределение доходов осуществляется во многом государством с помощью фискальной и социальной политики. Вмешательство госу­дарства в процесс перераспределения доходов отдельными экономистами оцениваются по-разному. Перераспределение является не столько передачей доходов богатых бедным, сколько передачей власти от индивида государству, и что перераспределение есть инструмент усиления власти.

Социально ориентированная экономика предполагает подчинение хозяйства задачам развития личности.

Административно-командная система имела ряд достижений в социальной области: бесплатное образование и здравоохранение, гарантия рабочего места, всеобщая занятость.

Цель переходной экономики – сочетание социальной системы с эффективностью рыночной экономики.

Создание социально ориентированной экономики переходного периода означает:

1. достижение рационального уровня потребления населения,

2. создание условий для квалифицированного творческого труда,

3. формирование системы эффективной социальной защиты.

4. социальная справедливость в сфере экономики – соответствие системы экономических отношений потребностям, интересам, господствующим в обществе.

В современных условиях применяются более широкие понятие социальной эффективности, включающее категории социальных издержек (заботливость, защиты окружающей среды) и социальных благ (здравоохранение, образование, научно-технический потенциал).

В РФ структура населения: бедные – 35 %, малообеспеченные – 40 %, обеспеченные – 25 %, богатые – 6 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: