1.2.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СХЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
1.1.
Параметры | Признаки | |
1. Социализация как освоение норм: | · поведения (от личной гигиены до ритуалов культуры) · мышления (рационального, абстрактно-логического, рефлексии и пр.) · деятельности (индивидуальной и коллективной, предметной, профессиональной) | |
2. Социализация как овладение социальными ролями | человек учащийся | · познавательный интерес · мотивация учебы, образования |
человек трудящийся | · учеба как труд · ценности и мотивации труда | |
человек семейный | · статус в семье · адаптированность, интеграция отношений · семейные ценности | |
человек культурный | · знания в области культуры, искусства · познавательный интерес в этой области | |
человек коллективный | · способность к сотрудничеству · взаимное уважение, ценность “другого” · “командный дух”, коллективизм · взаимопомощь, доверие и др. | |
человек политический | · мировоззрение · гражданские ценности · участие в управлении, самоуправлении | |
3. Результаты социализации | Эмоциональная Зрелость | · высокий внутренний статус · способность к сопереживанию · толерантность, приемлемость “другого” |
Интеллектуальная зрелость | · познавательный интерес · освоение и рост знаний · развитие мышления | |
Социальная зрелость | · ответственность · самостоятельность · наличие жизненных целей, планов (проектирование жизни) · мотивации · ценности · готовность к сотрудничеству, к работе в коллективе, команде | |
Личностная зрелость | · адекватная самооценка, самосознание · самоанализ, самоконтроль · рефлексия, умение видеть себя со стороны |
ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - развитие во младенческом возрасте, от 1 года до 3-х лет. Для этого периода характерно ограниченное число агентов социализации, протекание, в основном, в кругу семьи.
|
|
ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ идет НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ человека, так как каждый возраст, КАЖДЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЭТАП сопряжен с необходимостью осваивать новые функции и роли, менять ориентации и установки. Однако, ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ ФОРМИРУЮЩИХ ВЛИЯНИЙ и познавательных усилий в этом отношении приходится, конечно, на периоды ДЕТСТВА И ЮНОСТИ. Включаясь во все виды социального взаимодействия - общение, обучение, воспитание, совместную деятельность - дети и молодые люди готовятся к достижению своего взрослого статуса.
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - восстановление социальных умений, навыков поведения и установок после их нарушения вследствие болезни (инвалиды) или другой длительной изоляции от общества (тюремное заключение, война).
|
|
РАЗЛИЧАТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЮ И СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ. Первое – термин социологии, второе – социальной работы.
ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ И ТРИ ДЕЙСТВУЮЩИХ СИЛЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ:
(Анатолий Викторович МУДРИК «Социальная педагогика»)
1. Стихийная, спонтанная социализация. Источник воздействий – среда
2. Направляемая и управляемая, целенаправленная социализация. Источник воздействий – специализированная деятельность воспитателей (семья, педагоги)
3. Самовоспитание. Источник воздействий – духовная работа индивида.