Виды и разновидности социализации

1.2.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СХЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

1.1.

Параметры Признаки
1. Социализация как освоение норм: · поведения (от личной гигиены до ритуалов культуры) · мышления (рационального, абстрактно-логического, рефлексии и пр.) · деятельности (индивидуальной и коллективной, предметной, профессиональной)
2. Социализация как овладение социальными ролями человек учащийся · познавательный интерес · мотивация учебы, образования
человек трудящийся · учеба как труд · ценности и мотивации труда
человек семейный · статус в семье · адаптированность, интеграция отношений · семейные ценности
человек культурный · знания в области культуры, искусства · познавательный интерес в этой области
человек коллективный · способность к сотрудничеству · взаимное уважение, ценность “другого” · “командный дух”, коллективизм · взаимопомощь, доверие и др.
человек политический · мировоззрение · гражданские ценности · участие в управлении, самоуправлении
3. Результаты социализации   Эмоциональная Зрелость · высокий внутренний статус · способность к сопереживанию · толерантность, приемлемость “другого”
Интеллектуальная зрелость · познавательный интерес · освоение и рост знаний · развитие мышления
Социальная зрелость   · ответственность · самостоятельность · наличие жизненных целей, планов (проектирование жизни) · мотивации · ценности · готовность к сотрудничеству, к работе в коллективе, команде
Личностная зрелость · адекватная самооценка, самосознание · самоанализ, самоконтроль · рефлексия, умение видеть себя со стороны

ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - развитие во младенческом возрасте, от 1 года до 3-х лет. Для этого периода характерно ограниченное число агентов социализации, протекание, в основном, в кругу семьи.

ВТОРИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ идет НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ человека, так как каждый возраст, КАЖДЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ЭТАП сопряжен с необходимостью осваивать новые функции и роли, менять ориентации и установки. Однако, ЛЬВИНАЯ ДОЛЯ ФОРМИРУЮЩИХ ВЛИЯНИЙ и познавательных усилий в этом отношении приходится, конечно, на периоды ДЕТСТВА И ЮНОСТИ. Включаясь во все виды социального взаимодействия - общение, обучение, воспитание, совместную деятельность - дети и молодые люди готовятся к достижению своего взрослого статуса.

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ - восстановление социальных умений, навыков поведения и установок после их нарушения вследствие болезни (инвалиды) или другой длительной изоляции от общества (тюремное заключение, война).

РАЗЛИЧАТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЮ И СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ. Первое – термин социологии, второе – социальной работы.

ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ И ТРИ ДЕЙСТВУЮЩИХ СИЛЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

(Анатолий Викторович МУДРИК «Социальная педагогика»)

1. Стихийная, спонтанная социализация. Источник воздействий – среда

2. Направляемая и управляемая, целенаправленная социализация. Источник воздействий – специализированная деятельность воспитателей (семья, педагоги)

3. Самовоспитание. Источник воздействий – духовная работа индивида.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: