Развитие личности

Человек на необитаемом острове не может быть благородным, подлецом, честным, добрым, злым и т.д.

Развитие в группе (3 фазы):

1. Адаптация – стать таким как все, действовать сообща.

2. Индивидуализация – идеальное представление в других своими особенностями и отличиями.

3. Интеграция личности в общности – возникают черты, которых не было бы, может, и у других, которые необходимо для группового развития.

Таким образом, источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития этой общности.

Эпоха детства – преобладание адаптации над индивидуализацией.

Эпоха отрочества – индивидуализация преобладает над адаптацией.

Эпоха юности – интеграция преобладает над индивидуализацией.

Личность.

Личность – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Леонтьев писал. «Личность не равняется индивиду – это особое качество, которое приобретается им в обществе, в совокупности общественных отношений, в которые индивид вовлекается. Свойства индивида составляет лишь условия или предпосылки формирования личности и такими же предпосылками являются внешние условия и обстоятельства жизни индивида».

Выделяют два понимания личности:

1. В широком, традиционном смысле – это индивид как субъект социальный отношений и сознательной деятельности. В структуру личности здесь входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма.

2. В узком смысле – это определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении. Формируется в обществе и может быть достигнуто только человеком и то лишь достигнув определённого возраста.

Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, которые отсутствуют у него, если его рассматривать в качестве изолированного, несоциального индивида. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиями общества.

От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее» С.Л. Рубенштей.

Прежде чем говорить о личностных качествах, давайте вернёмся к качествам индивидным (способности, темперамент, характер).

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Говоря об индивидуально-психологических особеннос­тях, выделяют только такие способности, которые, 1) имеют психологическую природу, 2) ин­дивидуально варьируют. Все люди способны к прямохождению и освоению речи, однако к собственно способностям эти функции не относятся: первая – по при­чине непсихологичности, вторая – по причине общности.

Подчеркивая связь способностей с успешным осущест­влением деятельности, мы ограничиваем круг индиви­дуально-варьирующих особенностей только теми, кото­рые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента или характера, хотя они являются и психологическими и индивидуально-варьирующими.

Наконец, слово готовность (к освоению и осущест­влению деятельности) еще раз ограничивает круг обсуж­даемых индивидуально-психологических свойств, остав­ляя за его пределами навыки, умения, знания. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Известны, например, феноменальные «счетчики» – лица, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, но при этом обладают весьма средними математическими способностями.

Существуют природные предпосылки способностей – задатки. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. Возможно, это некоторые свойства НС – степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур и т. п. Возможно, это какая-то специальная предрасположенность, например, к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщениям и т. п.

То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т. е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. Нет пока способов определить меру участия генотипического фактора в раз­витии способностей.

Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сенситивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей воз­можна синхронизация нескольких сенситивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности раз­вития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей – повышен­ная мотивация (эмоциональная увлеченность). Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей.

Из всего сказанного становится ясно, что неблагопри­ятные условия для развития способностей могут быть различной природы. При высокой спонтанной активности ребенка это может быть нехватка соответствующих впе­чатлений – обедненная среда.

При неблагоприятных общих условиях воспитания, например, при частых психических травмах, энергия ре­бенка может тратиться на неконструктивные переживания и «откачиваться» от развивающихся способностей.

Наконец, неправильное обращение с мотивацией, например, излишнее принуждение, может погасить спонтанную активность ребёнка и «засушить» способность.

Особо высокий уровень проявления способностей определяется как мастерство, талант, гениальность.

Мастерство – совершенство в конкретном виде деятельности, тре­бующее большого и напряжённого труда.

Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.). Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью решений.

Изучая личностные особенности талантливых людей, психологи ус­тановили, что всем им присущи общие свойства:

- внимательность, сообразительность, готовность к напряжённой работе;

- неуёмная потребность осуществить свою деятельность;

- повышенные возможности мыслительного процесса, т.е. быст­рота мышления.

Высший уровень развития способностей – гениальность. Твор­ческие и научные достижения человека влияют на эпоху в целом и жизнь общества в частности.

В целом формирование способностей зависит от:

- духовной и материальной жизни общества и семьи;

- сложившейся системы обучения и воспитания детей;

- собственной деятельности личности по их развитию, этот фак­тор – решающий в формировании способностей.

Темперамент. Начало «учения о темпераментах» состояло в том, что Гиппократом были постулированы четыре типа темперамента, которые понимались в сугубо физиологи­ческом смысле. Позже с ними были сопоставлены четыре психологических типа темперамента, что положило на­чало психологической линии.

Дальнейшие поиски реаль­ных органических основ темперамента все время соотно­сились с этими психологическими типами. Одна из пос­ледних попыток этого рода учение о типах НС (или типах ВНД) Павлова. Типы НС некоторое время рассматривались как физиологическая основа темперамента. (Павлов выделил 3 основных свойства НС: силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Он считал, что сочетание этих свойств определяет тип высшей нервной деятельности и темперамент как проявление это­го типа в поведении).

На сегодняшний день четыре типа темперамента уже нигде не фигурируют ни в плане психологическом, ни в плане физиологическом. Выделяются «динамические аспекты» поведения. Тем­перамент (в психологическом смысле) это совокуп­ность соответствующих динамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.

Одновременно сохраняется уверенность, что такие свойства имеют «физиологическую базу», т.е. определяются некими особенностями функционирования физио­логических структур.

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека (динамика – ход развития, изменения какого-нибудь явления под влиянием действующих на него сил; противоп: статика).

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.

Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, спокойствие, а с другой большая энергия, активность, инициативность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата.

Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений (темп, ритм) и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чувствительность к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их).

Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Характер (от греч. charakter печать, чеканка) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Следует разделять свойства характера и темперамента, хотя эта граница весьма условна. Сравните. Для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера – «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента – «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера – «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый».

Следует отличать понятие характер и от понятия личность. Есть много великих людей с плохим характером и при этом выдающиеся личности. Если выразить кратко суть различия, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует.

Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер обусловлен общими типическими обстоятельствами жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, в которых формируются общие стороны и черты характера.

В единстве с социально-типическим в характере выступает его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в которых протекает социализация субъекта, его воспитание и вместе с тем зависящее от природных предпосылок развитие индивидуальности (задатки, темперамент, ВНД).

Среди множества черт характера индивида некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые характер.

Проявляясь в деятельности, характер в ней формируется, обнаруживая зависимость как от ее содержания и личностного смысла для индивида, так и от ее реальной, объективно оцениваемой успешности и от субъективного отношения индивида к своим успехам и неудачам. (Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу).

В структуре характера обычно две группы черт. К первой группе относят те, в которых выражается система отношений человека к действительности:

1) в отношении к другим людям (общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость, чуткость, гуманность, искренность и т.д.);

2) в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и т. д.);

3) в отношении к себе (скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность);

4) в отношении к собственности, результатам деятельности (щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или неряшливость).

Ко второй группе черт характера относятся волевые, определяющие умение и готовность управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами – целеустремлённость, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, мужество, смелость, упрямство, нерешительность, трусость.

Эти черты придают общению и деятельности человека характерный оттенок.

Характер обнаруживает зависимость от мировоззрения личности, ее убеждений и моральных принципов, выявляя тем самым свою общественно-историческую природу. Так, честность, принципиальность, гуманность органически связаны с нравственными убеждениями, с которыми несовместимы лицемерие, беспринципность, бездушие. Однако сами по себе черты характера не определяют однозначно социальную позицию индивида: жизнерадостностью или тревожностью могут обладать люди, коренным образом отличающиеся друг от друга по своим взглядам и убеждениям.

Относительная устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы.

Характер может более или менее выражен, где акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы.


Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. Черта эта размыта, тем не менее существуют критерии, позволяющие приблизительно определить её.

Критерии психопатий:

1. Относительная стабильность характера во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.

2. Тотальность проявлений характера (проявляются всюду).

3. Социальная дезадаптация. Постоянно возникают жизненные трудности (либо сам человек испытывает трудности, либо окружающие его люди, либо и те и другие).

Формирование личности. Какие качества приобретает человек становясь личностью?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow