Гражданское общество: идея, понятие, сущность, теория и практика функционирования

Заключение

ЛЕКЦИЯ № 5

Тема (модуль) №5 " Гражданское общество"
  (наименование)
Занятие № Гражданское общество
  (наименование)
Время 2 часа
   
     

Введение

1. Гражданское общество: идея, понятие, сущность, теория и практика функционирования.

2. Создание гражданского общества – предпосылка формирования правового государства.

В последнее время проблемы становления и развития гражданского общества стали активно изучаться учеными самых разных направлений и отраслей знаний. Важнейшее значение эта тема имеет и для будущих офицеров-пограничников. Природа и особенности государства таковы, что в процессе осу­ществления тех или иных функций, сущность его неизменно прорывает­ся наружу. Во имя обеспечения демократии и свободы личности, любой государственной власти должно корреспондировать гражданское общество. Необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет сегодня одну из главных, «несущих» конструкций, на которых строится как теория так и практика нашей жизни. К этому вопросу было об­ращено внимание многих учёных и государственных деятелей. Вопрос этот объективно встает и на повестке дня развития российской госу­дарственности.

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга одно немыслимо без другого В то же время гражданское общество первично оно является решающей социально-экономической предпосыл­кой правового государства

Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество» второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становле­ние и развитие гражданского общества является особым периодом истории че­ловечества государства и права.

Общество, отличное от государства, существо­вало всегда но не всегда оно было гражданским обществом

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское об­щество» появились когда сложились представления о гражданстве и гражда­нине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произош­ло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось Так, Аристотель полагал, что «го­сударство есть не что иное как совокупность граждан, гражданское общест­во», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассмат­ривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в, то есть до того пе­риода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское обще­ство в его строгом (узком), современном понимании.

Категория "гражданское общество", отличная от понятий государст­ва, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В "Философии права" отмечено, что право­выми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная соб­ственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современ­ное ему буржуазное общество. "Гражданское общество, - писал он, — создано, впрочем, лишь в современном мире...".

Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделе­ния труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Его идеологические, экономические, политические предпо­сылки складывались в Западной Европе в период позднего средневеко­вья (примерно XV - XVI вв.): в борьбе против сословно-феодального неравенства и произвола идеи гражданского общества Стали воплощать­ся в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640-1649 п.), от которой ведется отсчет Нового времени.

Законодательное признание юридического равенства людей на осно­ве наделения их правами и свободами - главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением сред­невекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс» является «просто право, равное право».

Совпадение организационных структур общества и государства в ко­нечном счете определялось существовавшими в тот период истории формами собственности и разделения труда. Примитивные формы раз­деления труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение "гражданское общество" возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из антич­ной и средневековой общности. - писали Маркс и Энгельс. - Благодаря высвобождению частной собственности из общности (Gemeinwesen), государство приобрело самостоятельное существование наряду с граж­данским обществом и вне его...»

Именно это обусловило теоретическую возможность раздельного ис­следования проблем общества и государства, возникновения и развития социологии, государствоведения, политологии и других наук, изучаю­щих структуру и динамику общества и государства как самостоятель­ных явлений.

Одной из острых проблем существования и развития гражданского общества является далеко не абстрактная возможность такого вмешательства государства в общест­венные отношения, которое, взламывая коренные устои общества, осно­ванного на равноправии, способно привести к возрождению сословно-образных иерархий.

Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятель­ность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское об­щество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках прин­ципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сде­лать социальную систему тоталитарной.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условии, а именно - эко­номической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отно­шений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономи­ческое достоинство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: