Личность как субъект общения

Социально-психологические способности личности

а) А.А. Бодалев к ним относит «способность к эмоциональному отклику»,

б) В.В. Лабунская – перцептивные способности,

в) Г. Олпорт – «общая способность к оценке другого»,

г) В.А. Семиченко, Б.Д. Парыгин, А.С. Руденский – «способность к рефлексии, эмпатии, социальный интеллект», «компетентность в общении и другое».

Социально-психологические качества личности формируются в общении и совместной деятельности (там же они и проявляются). Социальные качества проявляются в субъект-субъектном общении, называются коммуникативными.

Свойства субъективности (духовный мир человека, осознание собственного «Я», умение говорить и использовать знаковые системы для общения, вступать в общение) представляют собой человеческую сущность первого порядка.

Качества человеческой субъективности являются основой для развития личности (более высокий уровень) – сущности второго порядка, и третьего порядка – его индивидуальность.

Личность как субъект общения в социальной психологии определяется неоднозначно (см. у Г.М. Андреевой и у Б.Д. Парыгина).

К.В. Вербова и Г.В. Пар определяют социально-психологические свойства личности как субъекта общения. Они выделяют в структуре личности следующие способности:

1) Способность понимать внутренний мир другого человека – рефлексию;

2) Способность отождествлять себя с другим человеком – идентификацию;

3) Способность сопереживать другому человеку – эмпатию;

4) Способность к инициативному и гибкому воздействию на партнера в общении – динамизм;

5) Способность владеть собой – эмоциональную устойчивость.

Современный подход в рассмотрении личности как субъекта общения определяется следующими характеристиками:

· Типологической (на основании которой определяются типологические свойства личности и их реализация в общении); /пр-р: Томас-Килмен, стили/

· Статусной (социально-психологический статус личности раскрывается в ее социально-психологических свойствах);

· Диспозиционной (определяющей фиксированную в социальном опыте личности предрасположенность к общению);

· Функциональной (определяющей функции личности как субъекта общения ); / коммуникатор - реципиент, терапевт- клиент; болтун-мочун и др./

· Технологической (определяющей уровень коммуникативной компетенции личности, ее владение навыками социально-психологического воздействия).

На базе типологических особенностей личности формируется ее психограма как субъекта общения.

Психограма личности как субъекта общения:

- Психологические особенности (темперамент, характер);

- Психологические процессы: а) восприятие б) память в) воображение

г) мышление;

- Психологические состояния: а) усталость б) апатия в) стресс г) тревожность д) эйфория е) депрессия ж) возбуждение и) аффект и др.

- Психологические отношения: а) эмоциональные б) волевые в) интеллектуальные.

Итак, в основе социаьно-психологического понимания личности лежат «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь» (Шорохова, 1975).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: