double arrow

Личность как субъект общения

Социально-психологические способности личности

а) А.А. Бодалев к ним относит «способность к эмоциональному отклику»,

б) В.В. Лабунская – перцептивные способности,

в)Г. Олпорт – «общая способность к оценке другого»,

г)В.А. Семиченко, Б.Д. Парыгин, А.С. Руденский – «способность к рефлексии, эмпатии, социальный интеллект», «компетентность в общении и другое».

Социально-психологические качества личности формируются в общении и совместной деятельности (там же они и проявляются). Социальные качества проявляются в субъект-субъектном общении, называются коммуникативными.

Свойства субъективности (духовный мир человека, осознание собственного «Я», умение говорить и использовать знаковые системы для общения, вступать в общение) представляют собой человеческую сущность первого порядка.

Качества человеческой субъективности являются основой для развития личности (более высокий уровень) – сущности второго порядка, и третьего порядка – его индивидуальность.

Личность как субъект общения в социальной психологии определяется неоднозначно (см. у Г.М. Андреевой и у Б.Д. Парыгина).

К.В. Вербова и Г.В. Пар определяют социально-психологические свойства личности как субъекта общения. Они выделяют в структуре личности следующие способности:

1) Способность понимать внутренний мир другого человека – рефлексию;

2) Способность отождествлять себя с другим человеком – идентификацию;

3) Способность сопереживать другому человеку – эмпатию;




4) Способность к инициативному и гибкому воздействию на партнера в общении – динамизм;

5) Способность владеть собой – эмоциональную устойчивость.

Современный подход в рассмотрении личности как субъекта общения определяется следующими характеристиками:

· Типологической (на основании которой определяются типологические свойства личности и их реализация в общении); /пр-р: Томас-Килмен, стили/

· Статусной (социально-психологический статус личности раскрывается в ее социально-психологических свойствах);

· Диспозиционной (определяющей фиксированную в социальном опыте личности предрасположенность к общению);

· Функциональной (определяющей функции личности как субъекта общения); / коммуникатор - реципиент, терапевт- клиент; болтун-мочун и др./

· Технологической (определяющей уровень коммуникативной компетенции личности, ее владение навыками социально-психологического воздействия).



На базе типологических особенностей личности формируется ее психограма как субъекта общения.

Психограма личности как субъекта общения:

- Психологические особенности (темперамент, характер);

- Психологические процессы: а) восприятие б) память в) воображение

г) мышление;

- Психологические состояния: а) усталость б) апатия в) стресс г) тревожность д) эйфория е) депрессия ж) возбуждение и) аффект и др.

- Психологические отношения: а) эмоциональные б) волевые в) интеллектуальные.

Итак, в основе социаьно-психологического понимания личности лежат «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь» (Шорохова, 1975).






Сейчас читают про: