Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. Структура личности




К.К. Платонов в структуре личности выделял четыре подструктуры (уровня):

1) Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные иногда патологические свойства психики);

2) Психологическаяподструктура - индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли);

3) Подструктура социального опыта (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки);

4) Подструктура направленности личности(внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения)

Подструктуры подструктур личности(К.К. Платонов)выглядят так:

1. Темперамент: 1) темперамент (в т.ч. экстра- и интроверсия, модальность и др.); 2) половые свойства 3) возрастные свойства 4) патологические и фармакологически обусловленные.

2. Психические процессы: 1) воля; 2) чувства; 3) восприятие; 4) мышление; 5) ощущения; 6) ощущения; 7) память.

3. Опыт: 1) привычки; 2) знания; 3)умения; 4) навыки.

4. Направленность: 1)убеждения; 2) желания; 3) идеалы; 4) склонности; 5) интересы; 6) мировоззрение.

Целостное понимание личности (по Платонову) должно осуществляться в системе основныхсвязейназванных структур иподструктурс: 1) отражением; 2) сознанием; 3) потребностью; 4) активностью.

По мнению К.К. Платонова, подструктуры эти различаются по «Удельному весу» социального и биологического содержаний; именно по выбору таких подструктур как предмета анализа общая психология отличается от социальной. Общая психология акцентирует внимание на первых трех подструктурах. Социальная – на четвертой.

Критериямив выборе подструктур личности Платонов избрал:

1) Общепринятые классификации свойств личности;

2) Степень социализации отдельных свойств личности и объединяющих их подструктур;

3) Специфические виды формирования, свойственные каждой подструктуре.

Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

А. Психологическая стороналичности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.




Б. Мировоззренческая сторонаотражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

В. Социально-психологическая сторонаотражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей.

Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Брауни др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения.

Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности:

1) интересы;

2) способности;

3) темперамент.

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I(дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;



3) self(«самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе.

Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности.





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 4124; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10305 - | 7262 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.194.83 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.