Социальная система как источник сознания

Социальные факторы развития человеческого сознания.

Выше мы отмечали, что неотъемлемым признаком человеческого сознания, по сравнению с рефлекторностью животного, является подавление импульса, идущего от физической стороны нейродинамических моделей действительности, и волевое включение поведения, соответствующего информативной стороне этих моделей. Как же получается, что человек (ребенок) начинает подавлять свои естественные, миллионами лет успешно служившие животным, механизмы физиологического, непосредственного реагирования на внешние раздражители, на возбужденные внешними предметами органы чувств? Каковы условия, механизмы такого подавления? Проследим это на условных примерах.

Первоначальный человек, ребенок приходит в сад и видит спелые, вкусные, привлекательные плоды – яблоки, бананы и т. д. Естественна в этих условиях непосредственная реакция – слюноотделительные и прочие пищеварительные рефлексы, срывание и поедание плодов. Первоначального человека и ребенка трудно остановить. Но тысячелетия общественных воздействий для первого и годы – для второго делают свое дело, человек начинает видеть в яблоке не просто его физическукю природу, а – чужую собственность, предмет для дальнейшей переработки в соки или вина, эстетическую ценность, предназначенную для выставки достижений садоводства и т. д., и тогда он подавляет свои пищевые реакции, не ест яблоко, а обращается с ним по-человечески: зарабатывает деньги, чтобы его купить, отправляет на винзавод, бережет и всем показывает и т. п. Человек начинает видеть в яблоке – чужую собственность, будущие напитки, объект эстетического любования. Эти «стороны» яблока непосредственно не закодированы в нем как в модели каких-то сторон общественной жизни. Процедура, таким образом, усложняется. Человек должен научиться не просто считывать информацию с предмета как модели какого-то другого предмета: в яблоке никак материально не замоделирован его собственник, а научиться строить образ предмета силами своего воображения, и этот образ должен быть таким, каким он понравился бы окружающим. Механизмом формирования таких образов первоначально является, по-видимому, механизм табу: так нельзя представить предмет и эдак нельзя, а как именно нужно – догадайся сам, и когда догадаешься и начнешь вести себя в соответствии с нужным людям образом, общество поощрит твои действия признанием и любовью.

Образы предметов, имеющие социальную значимость, становятся для человека стимулами гораздо более мощными, чем стимулы, идущие от непосредственного воздействия предметов. Пища может быть вкусной, привлекательной и физиологически полезной, но табуированной, и в таком случае она уже вызывает реакцию отвращения и даже физиологическое неприятие. Черепаховый суп вкусен и полезен, но если человек считает себя принадлежащим к роду Черепахи, то у него может наступить заворот кишок и даже смерть. Медицине известны случаи смерти от поедания табуированной пищи. Мусульмане и иудаисты не едят свинины. Все люди не едят человечины. Для верующего иконы, крест – священные символы, вызывающие мощнейшие чувства, но для неверующего – это в лучшем случае предметы прикладного искусства, и в общем случае не вызывают никаких эмоциональных потрясений. Для коммуниста красные звезды на башнях Кремля – предмет восхищения, источник оптимизма, для буржуазно ориентированного человека те же предметы – источник отвращения, злобы и уныния.

Воображение человека свободно. Любому предмету человек в своем воображении может придать любое свойство. Свобода предикации - универсальное свойство человеческого мышления¸ психики вообще. Любому субъекту мысли человек может придать любой предикат (любому подлежащему – любое сказуемое). Солнце светит, но солнце и «любит» человека, и «ненавидит», и «наказывает» его, оно может «спрятаться» от него за тучи и т. п. Какой из предикатов, придаваемых здесь субъекту мысли – солнцу – верен, адекватен? Вопрос в конечном счете решается опытом, исторической практикой. Но первоначально, до доказательных решений практики, этот вопрос решается общественным мнением: мы считаем, что солнце – наш бог, что черепаха – наша мать-прародительница, что мясо животных, у которых нет рогов и раздвоены копыта «некошерно» и т. п. Общество, окружающее человека, пробуждает в нем и саму способность воображения, и модальность, направленность этой способности. То, что вообразит человек – зависит от его социального окружения, от свойств и запросов той социальной системы, в которую человек погружен.

Такая способность каждого человека сущностно необходима обществу, потому что именно через индивидуальный поиск каждого решаются общие общественные задачи. Одновременно общество ограничивает свободу индивидуального воображения, обеспечивая тем самым свою устойчивость и временную преемственность. Свободу воображения, свободу предикаций мы должны, следовательно, рассматривать как системное качество человека, т.е. качество, возникающее у него в системе общества и подчиненное в своих параметрах задачам, возникающим на уровне общества. Индивидуальному человеку подобное качество абсолютно не нужно. Индивидуально-индивидные задачи можно вполне удовлетворительно решить на основе биологических механизмов безусловных и условных рефлексов. Выжить и размножаться прекрасно можно, поедая все, что съедобно, в том числе и мясо черепах, свиней, зайцев и даже себе подобных, но построить общество с его сплошь искусственными формами – телом цивилизации (техникой, архитектурными сооружениями и т. п.), с его моралью, искусством, религией и т. д. – невозможно без создаваемых для этого специфических средств, таких как воображение, свобода предикаций, познание как проверка истинности предикатов, различного рода табу, способностей трансцендирования, отделение человеком себя от мира в качестве богоподобной сущности (М. Шелер) и т. п.

Сознание, таким образом, возникает в обществе и для общества. Только общество побуждает человека сверх физиологического, эмпирически наглядного образа создавать в своем воображении сверхэмпирический, нереальный, идеальный образ предмета и руководствоваться им как стимулом более мощным, чем побуждение, идущее от непосредственного восприятия предмета. Отдельно живущему несоциальному существу такое вовсе не нужно. Сознание возникает только в обществе и для общества, из недр его системы оно делегируется каждому его члену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: