Развитие сознания в онтогенезе

Структура сознания

В отечественной психологии проблемой развития сознания ребенка занимался Л.С. Выготский.

По Л.С.Выготскому, необходимо выделять две линии психи­ческого развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по сво­ему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природны­ми (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стати говорить — орга­ническими), факторами (органическим созреванием и функцио­нированием мозга).

Главное различие между ними - в уровне произвольности: низшие функции не поддаются регуляции, а высшими человек может сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ. В проблемной ситуации (выбор между двумя равными возможностями) человек применяет жребий, который становится средством решения проблемы. между стимулом и реакцией человека возникает опосредующее звено – знак. Знаки (стимулы-средства) – это психические орудия, которые изменяют сознание человека. Универсальным знаком является слово. Механизм формирования ВПФ – интериоризация (вращивание) знаков. Первоначально ВПФ возникают в форме сотрудничества с другими людьми, а потом переходят во внутренний план и становятся индивидуальными.

В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами: 1) социальностью (по происхождению), 2) опосредствованностью (по строению), 3) произвольностью (по характеру регуляции). Тем не менее натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного.

В процессе культурного развития изменяются не только отдель­ные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобож­дается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, пер­вичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: