Личность как фактор возникновения сознания

Что первично: сознание или личность? Ответом на этот вопрос должно стать отрицание осмысленности самой такой постановки, вопроса. Здесь наблюдается не полярность и линейная причинная зависимость, а взаимосвязь и взаимопорождение. Понятно, что только сознательное существо, человек, осознающий себя и мир, отличающий себя от мира, от других людей, становится личностью, благодаря осознанию интересов других людей и сознательному превращению их проблем в мотивы собственного поведения. Без сознательной саморегуляции, самоограничений, самоконтроля, самостоятельного и осознанного выбора мотивов нет личности. Личность – вся строится при свете сознания. Но справедливо и обратное: только личностное отношение, тяга, установка, валентность, любовь как эмоция, жажда, неподвластное сознанию чувство – только это заставляет человека обратить внимание на слово, идущее от другого человека (от общества) и обнаружить в звуке этого слова социальный смысл этого звука, знака. Тем самым значение знака приобретает самостоятельную жизнь, становится стимулом более важным, чем его физическая природа и чем физическая природа обозначаемого им предмета. Тем самым пробуждается фантазия, свободное воображение образов предметов, поступков, нужных обществу. Механизм воли (в сущности, она компонент любви, тяги к людям) закрепляет один из образов радостным чувством «Эврика, нашёл!», превращает ручное мышление в человеческую словесно опосредствованную мысль. Мышление, идеальное творческое воображение и оперирование идеальными образами оказываются вторичными по отношению к личностно-волевой, установочно-валентной сфере психики.

Личность – это выход индивида за пределы своей индивидности, это универсализация человека, отождествление его со всеми другими людьми, это исходное, не обязательно осознаваемое человеком чувство всеобщности, его «реальная коллективность, всеобщность». Только при условии такого – личностного – состояния у него возникает и развивается способность идеального мышления, сознания и самосознания. Воспитание ребёнка поэтому должно начинаться не с накопления знаний, результатом которых когда-то, потом, в юношеском возрасте будет формироваться личность, а наоборот с формирования в ребёнке чувства причастности к обществу, к человеческому, чувства любви к близким, а через них и к «дальним». Только эта основа позволит развить в нём силу абстракции, способность манипулирования символами, знаками, и от этого восходить к понятиям.

3.6. Личностный фактор возникновения сознания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: