Последовательность и характер действий при обучении
Процесс обучения гимнастическому упражнению складывается из последовательных действий преподавателя и ученика, которые определяются характером задач и условиями изучения движения на каждом этапе обучения.
1. В начале обучения преподаватель должен определить готовность ученика к освоению нового упражнения. Для этого он:
· Учитывает двигательный опыт и индивидуальные особенности, которые проявлял ученик в процессе изучения упражнений;
· Наблюдает за поведением ученика, беседует с ним, оценивая его текущее состояние и настроение;
· Изучает данные медицинских наблюдений для представления о возможностях функциональных систем ученика;
· Подбирает контрольные задания для оценки одной из сторон подготовленности ученика (двигательной, физической или др.) или дает задание на повторение уже известных упражнений, сходных с новым.
2. На основании данных об ученике и знаний нового упражнения преподаватель составляет план, подбирает методы и приемы обучения.
|
|
3. Преподаватель знакомит ученика с новым движением. С этого начинается непосредственный контакт преподавателя и ученика в целях формирования двигательного навыка.
Для этого преподаватель:
· Формирует общую задачу предстоящего обучения;
· Определяет требования, которые предъявляются к ученику;
· Отмечает из арсенала известных движений сходные с новым;
· Указывает слабые и сильные стороны ученика;
· Намечает план освоения упражнения.
4. Следующие действия преподавателя и ученика направлены на создание представления об основах техники изучаемого упражнения с помощью соответствующих приемов обучения:
· Показа;
· Объяснения;
· Конструирования движения на моделях и др.
Такая подготовительная работа преподавателя и ученика создает базу для дальнейшего практического выполнения двигательных заданий.
5. Затем преподаватель предлагает ученику выполнить упражнение:
· Проимитировать движение или отдельное положение;
· Выполнить его медленно с проводкой для выделения отдельных фаз движения;
· Воспроизвести движение в максимально облегченных условиях, например, на тренажере.
6. В процессе выполнения упражнения учеником преподаватель должен:
· Следить за выполнением движений;
· Оказывать помощь, используя различные способы и приемы;
· Анализировать результаты выполнения задания;
· Корректировать действия ученика в случае необходимости по ходу выполнения или, давая установку на следующее задание.
Основной задачей в этот период является своевременное исправление ошибок, которые появляются при выполнении движения.
|
|
Причинами их могут быть:
· Неточное представление о технике движения;
· Несоответствие двигательных ощущений и субъективной оценки собственных действий;
· Несоответствие сложности задания и возможностей ученика;
· Отрицательное воздействие уже освоенных упражнений на новое;
· Недостаточное проявление смелости и решительности при выполнении двигательных действий.
Для исправления ошибок используется все многообразие приемов обучения.
7. Для закрепления и совершенствования техники упражнения ученик продолжает самостоятельное выполнение движения под руководством преподавателя.
Предупреждение травм на занятиях гимнастикой
В занятиях гимнастикой применяются сложные двигательные действия, редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике, что может быть причиной травмирования при выполнении этих сложных движений, особенно в процессе начального обучения.
К основным причинам травматизма относятся:
1. Несоблюдение правил организации и методики занятий;
2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря;
3. Нарушение санитарно-гигиенических условий;
4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля;
5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.
В целях профилактики травматизма до занятий и соревнований необходимо:
1. Подготовить учебную документацию;
2. Проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивного костюма и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;
3. Проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью или другими причинами, а также допуск к соревнованиям.
Во время занятий следует:
1. Соблюдать все правила их организации;
2. Проверять перед началом занятий на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;
3. Использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.
Меры по предупреждению травм
Одна из распространенных причин травматизма - плохая организация занятий.
Преподавателю или тренеру рекомендуется:
1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия;
2. Воспитывать у занимающихся сознательную дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний;
3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить с одного вида многоборья на другой;
4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с такими интервалами, чтобы избежать столкновений занимающихся.
Страховка и помощь
Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют не только успешно решать задачи овладения техникой гимнастических упражнений, но и избегать травм.
Под страховкой понимают готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.
В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, "проводку" занимающегося по траектории исполняемого упражнения.
Страховка и помощь имеют немаловажное значение особенно при выполнении рискованных движений.
При освоении техники различных гимнастических упражнений физическая помощь способствует формированию у занимающихся четких двигательных представлений.
Основные разновидности помощи:
· "Проводка" по движению;
· Кратковременная помощь в наиболее трудной части движения;
· Поддержка в статических положениях.
При осуществлении "проводки" преподаватель должен приложить усилия, которые бы не подменяли действия самого ученика.
|
|
Кратковременная физическая помощь (подталкивание) оказывается по ходу исполнения отдельных фаз движения.
Поддержка осуществляется, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях.
По мере совершенствования техники исполнения упражнений степень помощи и поддержки уменьшается, а затем прекращается вообще.
В занятиях по гимнастике широко применяются пояса для страховки (лонжи), поролоновые маты и ямы с поролоном, а также другие технические средства.
Следует, однако, предостеречь от чрезмерного злоупотребления применением этих средств, так как это нередко лишает ученика уверенности.
Умелое и своевременное использование приемов помощи и страховки сокращает сроки обучения и помогает занимающимся преодолевать психологический барьер (страх).
При самостоятельном выполнении упражнения решающее значение приобретает самостраховка.
Преподаватель должен обучать учеников правилам самостраховки.
Для обеспечения надежной страховки преподаватель обязан:
1. Хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;
2. Умело использовать разновидности страховки, не мешая гимнасту выполнять упражнения;
3. Знать индивидуальные особенности учеников.
Обучение приемам страховки и помощи
Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений занимающиеся должны изучать под руководством преподавателя приемы физической помощи и страховки. При этом нельзя забывать, что буквально каждое упражнение гимнастики имеет свои специфические особенности страховки, свои места безопасности, а также приемы самостраховки.
Врачебный контроль и самоконтроль как мера