Характеристика рынка совершенной конкуренции
Типы рыночных структур
Типы рыночных структур. Конкуренция и ее виды.
Конкуренция (сталкиваться) – это свойственная товарному производству борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара.
- механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
· По отраслевой принадлежности (бывает внутриотраслевая – между аналогичными товарами и межотраслевая – между товарами различных отраслей)
Внутриотраслевая – между производителями однородной продукции за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара, осуществляется путем снижения издержек производства в результате увеличивается прибыль и расширяются возможности развития фирмы – эту конкуренцию называют движущей силой НТП.
Неотраслевая – между производителями различают продукции за наиболее выгодное приложение капитала, за возможность проникновения в те отрасли, где прибыль на равной по величине капитал выше, осуществляется путем перелива капитала между отраслями.
· По методам осуществления
Ценовая – предполагает продажу товаров и услуг, по ценам ниже, чем у конкурента.
Неценовая – основана на продаже товаров с предусмотрением особых услуг и гарантий льготных условия продаж.
· По степени свободы
1. Совершенная конкуренция (свободная)
2. Несовершенная конкуренция (делится на монополистическую конкуренцию, монополию, олигополию)
- идеальный образ конкуренции, при которой все производители и потребители примерно равны по своим возможностям и их много.
Ситуация характерна для 18-19 веков.
- много продавцов и покупателей товара.
- каждый продавец имеет малую долю на рынке и не может своим объемом влиять на спрос.
- однородный товар (с точки зрения покупателя) одинаковые покупатели (с точки зрения продавца)
- отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль и возможность свободного выхода из отрасли
§ Исключительное право заниматься определенным видом деятельности
§ Капитал в большом объеме
§ Доступ к материальным ресурсом
§ Расходы на рекламу
- отсутствует неценовая конкуренция
- наличие свободной рыночной инф
- рациональное поведение участников рынка
В условиях рынка совершенной конкуренции локальны по месту и по времени. Например, сельское хозяйство на период урожая
1. Малые предприятия не имеют возможность использовать современные эффективные технологии.
2. Ограничение возможности увеличения капитала
3. Фирмы не могут обеспечить достаточного диапазона потребительского выбора.
TR – TC = Pr
P – AC = Pr