Сравнительная характеристика трех видов рынка

Стратегия поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции

Черты рынка

Рынок монополистической конкуренции.

Такая конкуренция впервые была исследована Э.Чемберленом и Д.Робенсом

- отрасль работы в условиях монополистической конкуренции, если она состоит из большего числа фирм, проводящих подобную, но не однородную продукцию.

1. Много производителей (25 – 50).

2. Дифференциация продукта.

Дифференциация товара – наличие у товара свойств, которые отличают его от аналогичного.

4 вида дифференциации:

1. По месту положения

2. Физические различия в качестве продукта

3. Качество и скорость обслуживания

4. Субъективный имидж товара

Чем больше дифференцируем товар, тем большая возможность фирмы привлечь к нему покупателей.

Фирма начинает властвовать по определенному товару – это сближает монополистическую конкуренцию с монополией.

Чем больше дифференциация, тем больше монополистическая власть, тем меньше степень эластичности спроса на данный товар.

3. Большая роль рекламы.

4. Вход в отрасль достаточно свободный, барьеры есть, но не высокие.

5. Фирмы относительно не большие по капиталу.

6. Информация является коммерческой тайной и сговор между фирмами практически не возможен. Фирмы ведут относительную самостоятельность по отношению друг к другу.

7. Так как есть монопольная власть, фирмы используют неценовую конкуренцию.

Элемент монопольной власти означает, что для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь же малой, как и в условиях совершенной конкуренции.

Степень пологости или эластичности кривой спроса зависит от глубины дифференциации продукта, чем меньше конкурентов и чем более дифференцируем продукт, тем менее эластична кривая спроса и более крутой наклон.

Оптимизация объема производства достигается при MR = MC.


Pr эк > 0 P, C MC

TR > TC

P мк > TC P мк

Pd = b – kQ AC

MR =

MR = b – 2kQ MR D

Qопт Q

Фирма работает на средних издержках больше чем минимальные с избыточными мощностями. Они являются платой за монопольную власть и дифференциацию продукта (реклама)

С приходом конкурента доля спроса на продукцию данной фирмы будет смещаться линия вниз, чтобы привлечь покупателей приходится больше тратить на рекламу, то есть линия АС ползет вверх.

Фирма выходит из краткосрочного периода в долгосрочный период с P эк = 0

Pr эк = 0 МС АС

Долгосрочный период AC = Pмк

P = AC MR D


P MC

1. Совершенная конкуренция

D - абсолютно эластичный AC

MR = MC, P = MR = MC P cк P = MC


Qопт Q

P MC

2. Монополистическая конкуренция

D – эластичный P мк АС

MR = MC

MR D

Qопт Q

P MC

3. Монополия P м

D - неэластичный

MR = MC

MR D

Qопт Q

P ск < Pмк < Pм

Q ск < Q мк < Q м

Рынок монополистической конкуренции один из самых объемных и привлекательных для потребителя. Потребитель готов платить большую цену за нужное качество и разнообразие товара.

В долгосрочном периоде фирма идет на большие затраты по рекламе (AC > AC min) и потребители это оплачивают. При совершенной конкуренции фирма работает на минимальных издержках, при монополии на издержках больше, чем минимальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: