Стратегия поведения фирмы на рынке монополии
Виды ценовой дискриминации
Критерии выделения покупателей для ценовой дискриминации
Условия ценовой дискриминации
Ценовая дискриминация
Черты рынка монополии
1. 1 продавец продукции.
Монопсония – один покупатель
Двухсторонняя монопсония – один продавец и один покупатель
2. Уникальность продукта.
3. Контроль над ценами.
4. Наличие непреодолимых барьеров на вход в отрасль.
В зависимости от преодоления барьера различают виды монополий:
· Искусственная – возникает и поддерживается с помощью внеэкономических барьеров: запреты на продажу, патенты, авторские права, лицензирование
· Естественная – возникает, когда:
Конкурентная борьба неосуществима
Снижается экономическая эффективность в силу высокой затратности производства
· Экономическая – возникает в ходе конкурентной борьбы и имеет временный характер:
Производственная – крупный размер предприятия
|
|
Технологическая – уникальный товар
5. Вся информация является коммерческой тайной.
6. На рынке присутствует ценовая дискриминация.
- продажа одного и того же товара разными потребителями или их группами, а также одному и тому же потребителю по разным ценам, при этом различие в ценах не отражает разницу в затратах на производство и доставку товаров.
P
Цель ценовой дискриминации: P max S
присвоение производству полностью P1
или части излишек потребления. PE E
D
1. Продавец обладает монопольной властью и информирует о возможностях покупателя.
2. Рынок легко сигментируется на рынки потребления с различной эластичностью спроса по цене.
3. Отсутствует спекуляция.
· Платежеспособность
· Время получения блага
· Объем потребления блага
· Качество товаров
· Граждланство
1. Ценовая дискриминация первого рода: продажа товара каждому потребителю по его субъективной цене
2. Ценовая дискриминация второго рода: дифференциация цены в зависимости от объема покупаемого товара (многоставочный тариф)
3. Ценовая дискриминация третьего рода: потребителей разделяют по принципу различной эластичности спроса по цене (возрастной принцип, статусный принцип, гражданство, по требованию качества)
Pr эк = TR – TC Pr эк = P – AC
P P = MC P
P = const
P = MR
D
Q опт Q Q
Спрос на продукцию фирмы равен рыночному спросу
Pd = b - kQ
TR = P*Q
TR = (b-kQ)*Q D
TR = bQ - k
MR =
MR = b – 2kQ
1. TR max при = - 1 2 случай TR и TC
2. TR max при MR = 0
MR D
TC
MC
P мон
P cк Е (ск)
MR D Q опт Q
Qопт Q ск Q
1. Best Pr м > 0 P
TR >TC MC
P > AC Pм
Долгосрочный период AC AC
Х – неэффективно MR D
Qопт Q
Монополист выбирает Q, при котором средние издержки …, он не стремится внедрять новые технологии, так как уже получает максимально возможную прибыль.
|
|
P, C
2. Долгосрочный период MC
Pr м = 0 Pм AC
P м = AC
MR D
Q Q
P, C MC
3. Pr м < 0 AC AC
min AVC Pм
MC < Pм < AC AVC AVC
FC = TC - VC
MR D
P, C MC ATC
4. Предельная фирма
P м = AVC Pм AVC
FC убытки MR D
Q опт Q
P, C MC ATC
5. Банкротство Pм AVC
TC
субсидии MR D
Убытки > FC