Поведение фирмы-монополиста в разных рыночных условиях

Стратегия поведения фирмы на рынке монополии

Виды ценовой дискриминации

Критерии выделения покупателей для ценовой дискриминации

Условия ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация

Черты рынка монополии

1. 1 продавец продукции.

Монопсония – один покупатель

Двухсторонняя монопсония – один продавец и один покупатель

2. Уникальность продукта.

3. Контроль над ценами.

4. Наличие непреодолимых барьеров на вход в отрасль.

В зависимости от преодоления барьера различают виды монополий:

· Искусственная – возникает и поддерживается с помощью внеэкономических барьеров: запреты на продажу, патенты, авторские права, лицензирование

· Естественная – возникает, когда:

Конкурентная борьба неосуществима

Снижается экономическая эффективность в силу высокой затратности производства

· Экономическая – возникает в ходе конкурентной борьбы и имеет временный характер:

Производственная – крупный размер предприятия

Технологическая – уникальный товар

5. Вся информация является коммерческой тайной.

6. На рынке присутствует ценовая дискриминация.

- продажа одного и того же товара разными потребителями или их группами, а также одному и тому же потребителю по разным ценам, при этом различие в ценах не отражает разницу в затратах на производство и доставку товаров.

P

Цель ценовой дискриминации: P max S

присвоение производству полностью P1

или части излишек потребления. PE E

D

1. Продавец обладает монопольной властью и информирует о возможностях покупателя.

2. Рынок легко сигментируется на рынки потребления с различной эластичностью спроса по цене.

3. Отсутствует спекуляция.

· Платежеспособность

· Время получения блага

· Объем потребления блага

· Качество товаров

· Граждланство

1. Ценовая дискриминация первого рода: продажа товара каждому потребителю по его субъективной цене

2. Ценовая дискриминация второго рода: дифференциация цены в зависимости от объема покупаемого товара (многоставочный тариф)

3. Ценовая дискриминация третьего рода: потребителей разделяют по принципу различной эластичности спроса по цене (возрастной принцип, статусный принцип, гражданство, по требованию качества)

Pr эк = TR – TC Pr эк = P – AC

P P = MC P

P = const

P = MR

D

Q опт Q Q

Спрос на продукцию фирмы равен рыночному спросу

Pd = b - kQ


TR = P*Q

TR = (b-kQ)*Q D

TR = bQ - k


MR =

MR = b – 2kQ


1. TR max при = - 1 2 случай TR и TC

2. TR max при MR = 0

MR D

TC

MC

P мон

P cк Е (ск)

MR D Q опт Q

Qопт Q ск Q

1. Best Pr м > 0 P

TR >TC MC

P > AC Pм

Долгосрочный период AC AC

Х – неэффективно MR D

Qопт Q

Монополист выбирает Q, при котором средние издержки …, он не стремится внедрять новые технологии, так как уже получает максимально возможную прибыль.

P, C

2. Долгосрочный период MC

Pr м = 0 Pм AC

P м = AC

MR D

Q Q

P, C MC

3. Pr м < 0 AC AC

min AVC Pм

MC < Pм < AC AVC AVC

FC = TC - VC

MR D


P, C MC ATC

4. Предельная фирма

P м = AVC Pм AVC

FC убытки MR D


Q опт Q

P, C MC ATC

5. Банкротство Pм AVC

TC

субсидии MR D

Убытки > FC


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: