double arrow

Формы безналичных расчетов

Форма безналичных расчетов – это совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

Документооборот – это последовательное прохождение документами всех стадий, начиная от изготовления документа, представления его в банк, его дальнейшего перемещения из банка в банк до завершения расчетной операции.

Порядок проведения расчетов регулируется Банковским кодексом РБ, Инструкцией о банковском переводе (утверждена Постановлением Правления Национального банка РБ № 66 от 29 марта 2001 г.), Инструкцией о порядке совершения банковских документарных операций (утверждена Постановлением Правления Национального банка РБ № 67 от 29 марта 2001 г.).

Рассмотрим некоторые понятия и определения.

Банковский перевод – последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара).

Если счета плательщика и бенефициара находятся в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Если банковский перевод осуществляется от имени банка, то банк является плательщиком по банковскому переводу.

Если банковский перевод осуществляется в пользу банка, то банк является бенефициаром (взыскателем) по банковскому переводу.

Плательщик – банк или клиент, за счет денежных средств которого осуществляется банковский перевод.

Бенефициар – банк или клиент, в пользу которого осуществляется банковский перевод.

Взыскатель – банк или клиент, в пользу которого осуществляется списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Стороны по банковскому переводу – плательщик и бенефициар (взыскатель).

Участники банковского перевода – банки, участвующие в операциях по осуществлению банковского перевода.

В зависимости от состава участников банковские переводы подразделяются:

- на международный банковский перевод – банковский перевод денежных средств, среди участников которого есть уполномоченный банк и банк-нерезидент;

- на внутренний банковский перевод – банковский перевод денежных средств, участниками которого являются только уполномоченные банки (банки Республики Беларусь, осуществляющие операции по банковским переводам на основании лицензии Национального банка Республики Беларусь).

Банк-корреспондент – банк, с которым уполномоченным банком установлены корреспондентские отношения с открытием корреспондентского счета (корреспондент со счетом) или без открытия корреспондентского счета (корреспондент без счета). Банки, с которыми уполномоченными банками произведен только обмен образцами подписей уполномоченных лиц и/или тестирующими ключами, относятся к корреспондентам без счета.

Частный перевод – банковский перевод, не связанный с предпринимательской деятельностью, сторонами по которому являются физические лица.

Авизо – сообщение о кредитовании (дебетовании) счета, переданное по почте (почтовое сообщение), с использованием телетрансмиссионных средств (телетрансмиссионное сообщение) или на машинном носителе.

Безналичные расчеты проводятся на основании платежных инструкций клиента (платежных поручений, платежных требований, заявлений
и др.). Вид, форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком. Основанием для осуществления безналичных расчетов является наличие заключенного договора (договора банковского вклада (депозита), договора текущего (расчетного) банковского счета или иного) между банком и клиентом, если обязательность принятия банком к исполнению (акцепту) платежных инструкций не установлена Национальным банком.

Платежные инструкции оформляются на белорусском или русском языке, за исключением некоторых случаев (например, при осуществлении международных платежей).

Платежные инструкции клиента банку оформляются в письменной форме или в форме электронного документа. Платежные инструкции в форме электронного документа должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Инструкцией о банковском переводе, и соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь, регламентирующего применение электронного документа.

3.4.1. Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение – это платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару).

Может использоваться в расчетах:

- по товарным и нетоварным операциям;

- при авансовых платежах;

- при предоплате товаров;

- при оплате товарных векселей.

Платежное поручение представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров, за исключением некоторых случаев. Первый экземпляр платежного поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Допускается передача платежных поручений в банк-отправитель в электронном виде с применением телетрансмиссионных средств или на машинном носителе.

Платежные поручения представляются в банк-отправитель в течение десяти календарных дней со дня их выписки (день выписки в расчет не принимается).

Банк-отправитель вправе принять к исполнению постоянно действующее платежное поручение клиента, в соответствии с которым, банк-отправитель обязуется переводить средства плательщика в пользу бенефициара в определенные сроки, при поступлении денежных средств на счет плательщика или в других случаях. Постоянно действующее платежное поручение составляется в форме, предусмотренной для платежных поручений, с указанием всех предусмотренных для платежных поручений обязательных реквизитов и представляется в банк-отправитель в одном экземпляре. При неоднократных переводах средств в пользу бенефициара плательщик вправе в постоянно действующем платежном поручении вместо реквизитов «сумма (цифрами и прописью)», «наименование валюты перевода» сделать запись о порядке определения банком суммы перевода; вместо номеров и дат документов, служащих основанием для осуществления платежа, указать порядок и периодичность их представления (поступления) в банк; предусмотреть иные условия исполнения постоянно действующего платежного поручения.

При отсутствии у плательщика счета в валюте перевода или достаточных средств в валюте перевода плательщик вправе дать банку-отправителю платежное поручение на перевод с конверсией (покупкой, продажей), в котором реквизит «сумма и валюта» заполняется с учетом следующих особенностей:

- в случае необходимости конверсии (покупки, продажи) определенной суммы денежных средств, имеющейся на счете(ах) клиента, указываются: сумма (цифрами и прописью), наименование подлежащей конверсии (покупке, продаже) валюты; наименование валюты, приобретаемой в результате конверсии (покупки, продажи), без указания ее суммы;

- в случае необходимости конверсии (покупки, продажи) имеющихся на счете(ах) клиента средств в определенную сумму средств в валюте перевода указываются: наименование подлежащей конверсии (покупке, продаже) валюты (без указания суммы); сумма (цифрами и прописью) и наименование валюты, приобретаемой в результате конверсии (покупки, продажи).

Для осуществления такого перевода в поле «сумма и валюта перевода» платежного поручения плательщик указывает курс конверсии (покупки, продажи) или делает запись о согласии на проведение конверсии (покупки, продажи) по курсу, складывающемуся на валютном рынке.

Банк отправитель может не принять к исполнению платежное поручение плательщика в случае, если в платежном поручении имеются исправления и подписки, подпись и оттиск печати не совпадают с эталонными, не указаны обязательные реквизиты, в случае недостаточности средств на счете плательщика, если невозможно провести конверсию по курсу плательщика и в некоторых других случаях.

 
 

Рассмотрим схему расчетов платежным поручением.

где 1 – отгрузка товара, оказание услуги или выполнение работы; 2 – передача платежного поручения; 3 – списание средств с расчетного счета плательщика (в случае достаточности средств на счете) или помещение платежного поручения в картотеку № 2 (внебалансовые счета) «Расчетные документы, не оплаченные в срок»; 4 – перевод платежа; 5 – зачисление средств на расчетный счет бенефициара; 6 – извещение о зачислении средств.

Расчеты платежными поручениями чрезвычайно распространены в платежном обороте республики, что обусловлено простотой и универсальностью этой формы расчетов. В то же время, при данной форме расчетов отсутствует гарантия платежа.

3.4.2. Расчеты платежными требованиями

Платежное требование – это платежная инструкция, которая содержит требование получателя денежных средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Использование данной формы расчетов оговаривается в договоре между бенефициаром и плательщиком. Для проведения банковского перевода посредством платежного требования банки осуществляют операции по инкассо в порядке, установленном Инструкцией о банковском переводе.

Инкассо – это банковская операция, при которой банк бенефициара берет на себя обязательство востребовать платеж с плательщика и зачислить его на счет бенефициара.

При расчетах платежными требованиями используется акцептная или безакцептная форма инкассо.

Акцептная форма используется:

- при расчетах за отгруженные товары;

- при расчетах по обязательствам, возникшим в результате проведения банковских операций;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Безакцептная форма используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

При акцептной форме платежное требование исполняется банком на основании полученного от плательщика акцепта.

Платежное требование представляется бенефициаром в обслуживающий его банк (банк-получатель) для направления в банк, обслуживающий плательщика (банк-отправитель). Платежное требование составляется на бланках установленной формы и представляется в банк-получатель в трех экземплярах. В случае если плательщиком по платежному требованию является банк, требование составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк-получатель образцам подписей и оттиска печати.

При приеме на инкассо платежного требования от клиента ответственный исполнитель банка-получателя проверяет правильность оформления платежного требования (заполнение обязательных реквизитов, соответствие подписей и оттиска печати заявленным образцам).

Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта, если иное не предусмотрено Инструкцией о банковском переводе. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Срок представления в банк-отправитель заявлений на акцепт платежных требований или реестров заявлений на бумажном носителе не должен превышать десять календарных дней.

Акцепт может быть предварительным и последующим.

Предварительный акцепт – это акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Он предполагает оплату платежного требования в день поступления.

Предварительный акцепт предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования. Платежные требования, подлежащие в соответствии с заявлением на предварительный акцепт оплате в день поступления их в банк, должны содержать надпись: «Оплата в день поступления». По платежным требованиям, подлежащим оплате на 2-й, 3-й и 4-й банковский день со дня поступления в банк-отправитель, плательщик вправе заявить отказ от оплаты (акцепт с возможностью отказа).

Последующий акцепт – акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение установленного срока. Срок представления заявления на последующий акцепт составляет 5 банковских дней, не считая дня поступления платежного требования в банк.

Акцепт может быть полным и частичным.

В порядке последующего акцепта подлежат оплате платежные требования:

- не содержащие надписи «Оплата в день поступления» или «Акцепт с возможностью отказа»;

- содержащие надпись «Оплата в день поступления» или «Акцепт с возможностью отказа», но поступившие от бенефициаров, не указанных в заявлении на предварительный акцепт;

- содержащие надпись «Оплата в день поступления», или «Акцепт с возможностью отказа», поступившие от бенефициаров, указанных в заявлении на предварительный акцепт, но в которых указаны не соответствующие заявлению номера и/или даты договоров;

- с неверно указанными номерами счетов или наименованиями плательщиков, в том числе содержащие надписи «Оплата в день поступления», «Акцепт с возможностью отказа», в случаях, если банк может установить плательщиков.

 
 

Рассмотрим схему расчетов платежными требованиями с предварительным акцептом.

где 1 – отгрузка товара, оказание услуги или выполнение работы; 2, 3 – передача платежного требования; 4 – списание средств с расчетного счета плательщика (в случае достаточности средств на счете) или помещение платежного требования в картотеку № 2; 5 – сообщение плательщику о списании средств; 6 – перевод платежа; 7 – зачисление средств на расчетный счет бенефициара; 8 – извещение бенефициара о зачислении средств.

 
 

Рассмотрим схему расчетов платежными требованиями с последующим акцептом.

где 1 – отгрузка товара, оказание услуги или выполнение работы; 2, 3 – передача платежного требования; 4 – занесение платежного требования в картотеку № 1 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты»; 5 – передача платежного требования для акцепта; 6 – акцепт платежного требования или отказ от его акцепта; 7 – списание средств с расчетного счета плательщика (в случае акцепта платежного требования) или помещение платежного требования в картотеку № 2; 8 – перевод платежа или сообщение об отказе от акцепта; 9 – зачисление средств на расчетный счет поставщика; 10 – извещение поставщика о зачислении средств или отказе от акцепта.

Расчеты платежными требованиями не дают гарантии платежа, документооборот усложнен. Контроль за расчетами в значительной степени возложен на банки.

3.4.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями

Платежное требование-поручение – это платежная инструкция, содержащая требование получателя средств к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платеж по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором.

Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.

Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями бенефициара.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в порядке и в сроки, определяемые договором, заключенным между ними.

Акцептованное плательщиком платежное требование-поручение представляется в банк-отправитель в количестве экземпляров, определяемых данным банком, но не менее двух (первый из которых заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц).

Платежное требование-поручение принимается к исполнению банком в сумме, акцептованной плательщиком. При отсутствии средств на счете плательщика платежное требование-поручение помещается в картотеку к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» (пеня за просрочку начисляется в установленном порядке). По принятым в картотеку № 2 требованиям-поручениям в банк бенефициара высылается извещение о причинах неоплаты.

Рассмотрим схему расчетов платежными требованиями-поручениями.

где 1 – отгрузка товара, оказание услуги или выполнение работы; 2 – передача платежного требования-поручения; 3 – передача акцептованного платежного требования-поручения; 4 – списание средств с расчетного счета плательщика (в случае достаточности средств на счете) или помещение платежного требования-поручения в картотеку № 2; 5 – перевод платежа; 6 – зачисление средств на расчетный счет бенефициара; 7 – извещение бенефициара о зачислении средств.

Расчеты с помощью платежных требований-поручений характеризуются относительно простым документооборотом (многие операции выполняются непосредственно поставщиком и плательщиком минуя банки), что способствует снижению издержек по ведению расчетов. Однако отсутствует гарантия платежа, возможны необоснованные отказы от акцепта и, соответственно, замедление оборачиваемости средств.

3.4.4. Расчеты с использованием аккредитивов

Аккредитив – это соглашение между банком плательщика (банк-эмитент) и плательщиком (приказодатель по аккредитиву), в силу которого банк-эмитент по поручению приказодателя предоставляет в пользу получателя средств (бенефициар) обязательство произвести платеж против представленных в соответствии с условиями аккредитива документов.

Аккредитивы различаются в зависимости от их условий и порядка их исполнения:

1. Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или отменен в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Безотзывный аккредитив не может быть ни изменен, ни отменен без согласия банка-эмитента и бенефициара.

2. Аккредитивы по способу обеспечения платежа подразделяются на покрытые и непокрытые. Если при открытии аккредитива банк-эмитент предварительно предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства в сумме аккредитива (валютное покрытие) для исполнения этого аккредитива на срок действия обязательств банка-эмитента, такой аккредитив считается покрытым.

3. Аккредитив может быть револьверным. По мере совершения выплат по револьверному аккредитиву сумма аккредитива (квота) автоматически восстанавливается без внесения изменений в его условия, о чем делается специальная оговорка. Квота может восстанавливаться сразу после каждой выплаты по аккредитиву либо с определенной периодичностью в пределах установленной общей суммы лимита и срока для представления документов по аккредитиву.

Револьверный аккредитив с указанной периодичностью использования квоты (платеж раз в месяц, раз в квартал и др.) может быть кумулятивным или некумулятивным. Если аккредитив обозначен как кумулятивный, то квота, не использованная в течение какого-либо периода, переносится на следующий период и может быть использована дополнительно к квоте следующего периода. Квота, не использованная в течение указанного в некумулятивном аккредитиве периода, на следующий период не переносится.

4. Бенефициар аккредитива может просить банк открыть под обеспечение аккредитива другой аккредитив, который в таком случае называется компенсационным (встречным, back-to-back).

5. Аккредитив с красной оговоркой предполагает наличие среди его условий специальной оговорки, согласно которой банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму бенефициару до представления им всех документов по аккредитиву (до отгрузки товара или оказания услуг). Такая оговорка включается в аккредитив по требованию приказодателя.

Если банк плательщика обнаружил какой-либо недочет (несоответствие) в предоставленных документах, то эти документы передаются плательщику для акцепта. Плательщик в течение 3-х рабочих дней должен предоставить в банк письменное разрешение на списание средств со счета аккредитива.

Аккредитив применяется в следующих случаях:

- когда такая форма расчетов предусмотрена договором между плательщиком и поставщиком;

- поставщик может перевести плательщика на данную форму расчетов при систематическом нарушении плательщиком условий договора.

 
 
 
 
БАНК-
БАНК-
ПЛАТЕЛЬЩИК
 
Ниже приведена схема данной формы расчетов.

                               
 
 
   
 
 
   
   
ПОЛУЧАТЕЛЬ
       
 
 
 
     
     
 


где 1 – заявление на открытие аккредитива; 2 – депонирование средств на специальном счете «Аккредитивы». Аккредитив может быть открыт либо за счет собственных средств, либо за счет кредита банка; 3, 4 – сообщение об открытии аккредитива; 5 – отгрузка товара, оказание услуги или выполнение работы; 6, 7 – передача документов, оговоренных в заявлении на открытие аккредитива; 8 – списание средств со специального счета «Аккредитивы»; 9 – перевод платежа; 10 – зачисление средств на счет бенефициара; 11 – извещение бенефициара о зачислении средств.

Аккредитивная форма расчетов характеризуется наличием гарантии платежа, очень сильны контролирующие функции банков. В то же время, это громоздкая и трудоемкая форма расчетов. Очень большое значение придается правильности оформления документации, что может привести к замедлению расчетов в случае наличия даже формальных недочетов в документах. Большим недостатком для плательщика является отвлечение средств из его оборота.

3.4.5. Расчеты чеками

В Республике Беларусь для расчетов используются чеки из чековых книжек и банковские (расчетные) чеки.

Чек – это ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести выплату указанной в ней суммы наличных денежных средств чекодержателю (либо произвести указанный платеж в пользу чекодержателя в безналичном порядке). Расчеты чеками – это расчеты, при которых плательщик (чекодатель) выписывает получателю платежа чек для последующего предъявления его к оплате в банк чекодателя и получения по нему денежных средств с указанного в чеке счета плательщика. Сама выдача чека не погашает обязательства плательщика до момента платежа по чеку.

Чековая книжка не предназначена для получения наличных денежных средств, содержит 25 (50) чеков и состоит из обложки, корешка чека и самого чека. Никакие исправления и поправки при заполнении чека не допускаются. Использованную чековую книжку с корешками оплаченных и испорченных чеков, а также с испорченными чеками чекодатель обязан хранить не менее 3 лет.

Чек должен быть предъявлен к получению денежной наличности в течение 10 дней не считая дня выписки его чекодателем.

 
 

Рассмотрим схему расчетов чеками.

где 1 – заявление на получение чековой книжки (расчетного чека); 2 – зачисление средств; 3 – выдача чековой книжки (расчетного чека); 4 – отгрузка товара, оказание услуги или выполнение работы; 4’ – одновременная передача чека; 5, 6 – передача чека; 7 – списание средств со специального счета; 8 – перевод платежа; 9 – зачисление средств на расчетный счет бенефициара; 10 – извещение бенефициара о зачислении средств.

Данной форме расчетов присуща гарантия платежа, относительная простота оформления. В то же время, расчеты чеками не распространены в республике и, следовательно, их применение ограничено. Кроме того, это достаточно дорогая форма расчетов.

3.4.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карт

Пластиковая карточка – это платежный инструмент, посредством которого ее держатели могут осуществлять безналичные расчеты за товары, работы и услуги или получать наличные денежные средства. Таким образом:

1. Пластиковая карточка является только средством доступа к денежным средствам на счете держателя, за счет которых он и осуществляет вышеуказанные операции. На карточке содержится определенная информация, с помощью которой, а также индивидуального кода (PIN-кода) и происходит доступ держателя к денежным средствам на своем счете.

2. Пластиковая карточка является средством проведения платежей, а не самим средством платежа (то есть карточка не подменяет сами деньги – законные платежные средства, а также не дублирует функцию денег как средства платежа; она лишь является инструментом, посредством которого деньги выполняют данную функцию).

3. Карточка не является также денежным суррогатом. Сама по себе она не имеет никакой ценности (кроме ценности содержащегося в ней материала) и без контакта со счетом владельца бессильна.

В зависимости от осуществляемых операций при выпуске и обращении пластиковые карточки подразделяются на банковские и небанковские (торговые).

В зависимости от механизма расчетов по операциям, карточки подразделяются на:

- дебетовые (иначе называются расчетными картами). Расчетная карта – это банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет ее держателю согласно условиям договора между банком-эмитентом и клиентом, распоряжаться денежными средствами в пределах расходного лимита, установленного эмитентом для оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денег;

- кредитные (при использовании кредитной карточки держатель может и не вносить предварительно денежные средства на счет. Осуществление расчетов по операциям держателя производится за счет кредита, предоставляемого ему банком. В данном случае лимит средств, доступных для расчета, связан с величиной предоставленного кредита).

В зависимости от того, кто является владельцем счета, различают корпоративные и личные карточки.

В зависимости от используемого носителя идентификационной информации существуют карточки с магнитной полосой и смарт-карты.

Банк, который выпускает карточку, называется банком-эмитентом. Банк, который осуществляет обслуживание операций с карточками, называется банком-агентом. Банк, занимающийся обслуживанием предприятий торговли и сервиса, принимающих карточки к оплате, называется банком-эквайером. К устройствам эквайера относятся банкоматы, электронные терминалы, импринтеры и другие технические средства, предназначенные для осуществления эквайером операций с использованием банковских карт.

Держатель карточки – это физическое лицо или юридическое лицо, которое является владельцем карт-счета и которое заключает с банком договор об использовании платежного средства.

Пользователь карточки – это физическое лицо, которое получает право на осуществление операций с карточкой на основании доверенности (заявления) держателя.

Карт-счет – банковский счет, открываемый банком-эмитентом клиенту, на котором отражаются операции, произведенные с использованием карточки (карточек). При осуществлении операций по карт-счету возможен овердрафт в пределах лимита

Платеж по карточке фиксируется в карт-чеке, который затем вместе с реестром торговой организации сдается в банк для зачисления выручки на расчетный счет торговой организации.

Преимущество расчетов с использованием банковских пластиковых карт заключается в сокращении затрат по обслуживанию денежного оборота, в ускорении оборачиваемости средств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: