Финансовые отношения фирм, компаний и предприятий

Эффективное использование оборотных средств.

Состав и структура оборотных средств фирмы.

Просматривая оборотные средства в комплексе и по каждой статье с точки зрения эффективности использования, необходимо определить:

1) состав и структуру оборотных средств – соотношение между отдельными элементами, т.е. если товарно-материальные запасы из 100% оборотных средств составляют 60%, то все остальные статьи рассчитываются в процентах от товарно-материальных ресурсов. Для этого существуют формулы с учетом отраслевых особенностей, сложности производственных циклов, стоимости запасов и условий поставок.

2) потребность в оборотных средствах, которая может исчисляться в деньгах и в иных финансовых ресурсах.

3) выявление источников формирования оборотных средств, которых существует три вида: - собственные - деньги учредителей или деньги, полученные с оборота (С1 – уравнение оборачиваемости капитала); - заемные, полученные на возвратной основе в виде кредитных/ссудных ресурсов банковских структур или иных финансовых учреждений; - привлеченные – временно свободные денежные и прочие финансовые ресурсы компаньонов и других структур, в том числе и задолженность по налогообложению перед государством и внебюджетными фондами.

Оборотные средства не исчезают при переходе из одной фазы стоимости в другую (см. уравнение оборачиваемости капитала), но на каждой фазе формируют дополнительную стоимость, которая в сумме определяет доход с оборота. Поэтому достаточность собственного оборотного капитала и его эффективное использование определяют:

а) платежеспособность – возможность погасить долги;

б) ликвидность – способность в любое время совершать необходимые расходы;

в) возможность дальнейшей мобилизации (формировании финансовых ресурсов).

На каждой фирме существуют внутренние резервы, которые направлены на повышение эффективности использования оборотного капитала – это:

· рациональная организация производственных запасов (сокращение норм расходов);

· сокращение длительности производственного цикла и производственных затрат;

· пути эффективного производства сбыта готовой продукции, услуги, иного продукта.

Финансовые отношения – это совокупность внутренних и внешних взаимосвязей с партнерами, с клиентами, с внешней окружающей средой и не только на территории, где находится фирма, но и в сопредельных государствах. Эти взаимоотношения сопровождаются движением денежных средств. Взаимоотношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств фирмы или ее доходов от хозяйственной деятельности. К финансовым отношениям относятся:

1. Отношения, возникающие между учредителями фирмы и компании в момент образования этих фирм и в дальнейшем при увеличении уставного капитала за счет полученных доходов и иных источников денежных средств.

2. Отношения между поставщиками сырья, информации и потребителями продукции, которой производит фирма. Эти отношения основные, так как от их эффективной организации зависит финансовый результат или результат коммерческой деятельности.

3. Отношения между фирмой и финансовой системой государства (по налогам, по кредитам, по тарифам аналогичных компаний, охране прав собственности и прав граждан).

4. Отношения между фирмой и банковской системой при расчетно-кассовой форме обслуживания, а также хранение и депонирование имеющихся на фирме финансовых ресурсов.

5. Отношения между фирмой и ее работниками. Это самые сложные отношения: по оплате труда, по системе гарантий, по кредитной политики, по образованию, по системе здравоохранения. Особенная сложность в этих отношениях связана с долей собственности и причитающихся на эту собственность доходов. Трудности вызваны тем, что любые неустойки в государственной системе (инфляция) в большей степени страдают собственники не получающие дивиденды, независимо от доходов.

6. Отношения между фирмой и вышестоящей организацией (материнская компания). Поскольку организация в хозяйственной деятельности требует соответствующего финансового обеспечения, в том числе для кругооборота, одним из основных источников является выручка от продаж. Полученная выручка делится на составные части с целью создания дополнительной стоимости. Основным направлением является образование амортизационного фонда в виде амортизационных начислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов (информации) примет денежную форму стоимости.

Таким образом, материальная основа создаваемого товара или услуги, износ основных фондов, зарплата работников образуют издержки предприятия, которые приобретают форму себестоимости. Превышение выручки над себестоимостью и есть прибыль фирмы. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, который позволяет возобновить процессы на фирме. Прибыль после уплаты налогов и амортизационные средства – основной источник существования компании. Если этого источника недостаточно или имеет место перебои, то любая фирма обращается на финансовый рынок на уровне государственных и межгосударственных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: