За 1998-2006 гг., в %'__

БЮДЖЕТА РФ

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО

Как уже отмечалось, налоги составляют основную часть доходов федерального бюджета. Причем их доля за последние годы значительно выросла. При этом разные налоги в разной степени участвуют в формировании доходов федерального бюджета (табл. 3).

Таблица 3

Структура налоговых доходов федерального бюджета РФ

Налоговые доходы            
Всего в доходах бюджета 83,5 84,6 94,4 93,2 94,7 96,3
В том числе1: НДС   Акцизы   Таможенные пошлины и сборы   Налог на прибыль   Платежи за пользование природными ресурсами   Единый социальный налог   Прочие налоги и сборы 38,4   21,4 7,4   13,1 2,3     17,4 22,0   15,0     21,6 7,6 1,4 -     32,4 38,5 11,0     16,1   10,3 9,1     14,0 1,0 33,5 3,8     27,6   6,1     13,7     14,4 0,9 33,6   2,4     28,5 8,2     15,3 8,4     3,6 33.6 1,8     34,2 7,1     15,4     6,2 1,7

Как видно из табл. 3, основную долю доходов федерального бюджета РФ составляют косвенные налоги — налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы. В сумме эти три налога составляют примерно 2/3 доходов федерального бюджета. Наибольший доход обеспечивает налог на добавленную стоимость. В доходах федерального бюджета 2005 г. его доля составила 33,6%. Второе по значимости место в формировании доходов федерального бюджета с 2000 г. перешло к таможенным пошлинам и сборам. Если в 1998 г. доля таможенных пошлин составляла 7,4% от налоговых доходов федерального бюджета, то к 2004 г. их доля возросла до 27,6%. В 2006 г. их доля составит уже более 30%.

_____________________________________________

Рассчитано по: Федеральным законам о федеральных бюджетах на 1998, 2000. 2002.

2004, 2005, 2006 гг.

Увеличение доли таможенных пошлин и сборов, с одной стороны, свидетельствует о расширении внешней торговли и благоприятной экономической конъюнктуре на мировых рынках, что обеспечивает увеличение притока денежных средств в федеральный бюджет. Однако, с другой стороны, увеличение доли таможенных пошлин и сборов в формировании доходной части бюджета показывает, что судьба федерального бюджета все в большей степени начинает зависеть от внешних факторов, в частности от изменения мировых цен на энергоносители. В стратегическом плане это является не совсем верным, так как в случае изменения ситуации на мировых рынках в худшую для России сторону, под угрозой может оказаться выполнение федерального бюджета по доходам.

В конце 90-х гг. существенную долю доходов федерального бюджета РФ составляли акцизы. В 1998 г. доля акцизов составляла 21,4% в структуре налоговых доходов. В последующие годы происходило сокращение доли акцизов. Особенно серьезное сокращение произошло в 2004 г., когда доля акцизов сократилась до 3,8% по сравнению с 11 % в 2002 г. Такое сокращение не было связано с сокращением общего объема акцизов. Напротив, за последние годы их доля в абсолютном выражении росла. Однако, начиная с 2004 г. большая часть акцизов была передана региональным бюджетам в качестве компенсации доходов регионов от снижения налога на прибыль, передачи части функций федерального правительства на региональный уровень, а также отменой с 1 января 2005 г. регионального налога с продаж.

До последнего времени незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за пользование природными ресурсами. В конце 90-х гг. их доля не превышала 1—2 %. С одной стороны, это объяснялось тем, что большинство ресурсных налогов до последнего времени поступало в доходы бюджетов субъектов РФ, а ставки по ресурсным налогам были невелики. Начиная с 2002 г. ситуация в этой сфере несколько изменилась. Произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля ресурсных налогов в федеральном бюджете в 2005 г. возросла до 15,4% налоговых доходов по сравнению с 1,4% в 2000 г. Такая ситуация нам представляется вполне закономерной, поскольку именно российское государство, а не отдельные хозяйствующие субъекты, должно в полной мере присваивать и использовать природную ренту в интересах всего общества.

Что касается прямых налогов, в частности, налога на прибыль, то его доля в доходах федерального бюджета на протяжении 90-х гг. неуклонно сокращалась. Если в 1994 г. за счет налога на прибыль формировалось 28% доходов федерального бюджета, то в 2001 г. 14,4%, а в 2002 г. всего лишь 9,7%. Другие прямые налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на имущество поступают в основном в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, и не отражаются в доходах федерального бюджета.

В доходы федерального бюджета поступают также налоги на капитал (доходы от денежного капитала, процентные доходы от вкладов, от покупки ценных бумаг и т.п.). Однако в целом доля налогов с финансовых операций, недвижимости и капитала составляет не более 3% доходов федерального бюджета. На наш взгляд, в условиях, когда доля смешанного дохода в ВВП неуклонно растет (с 1992 по 2000 г. его доля в ВВП увеличилась с 7,2 до 28%), эти налоги должны составлять более значимую часть доходов федерального бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: