Вопрос 2. Типы рыночных структур

Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и вы­бор ею рыночной стратегии и тактики.

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вме­сте с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. Типология рыночных структур базируется на ряде парамет­ров, которые определяют признаки отраслевого рынка (табл. 3.3).

Таблица 3.3 Признаки отраслевого рынка

Признак Характеристика
Численность продавцов и их рыночные доли При большом количестве продавцов на рынке из­менение любым производителем цены не повлечет за собой изменений в рыночном равновесии
Степень дифференциа­ции продукта Чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным будет поведение продав­цов, рыночная власть больше. И наоборот
Условия вступления в отрасль и выхода из нее Чем выше отраслевые барьеры, тем сложнее пос­торонним фирмам проникать на отраслевой ры­нок и тем больше возможностей для действую­щих фирм реализовать рыночную власть
Степень контроля про­изводителей над ценами Чем больший контроль производителей над це­ной, тем менее конкурентным является рынок
Характер и поведение фирм Нестратегическое поведение не учитывает реак­цию конкурентов. Стратегическое поведение обыч­но присуще рынкам с небольшим количеством фирм

В современной экономи­ческой теории принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели пред­ставляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистичес­кой конкуренции и олигополии, называемые несовершенной кон­куренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовер­шенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

Классификация основных видов рыночных структур пред­ставлена на рис. 3.16.

В основу выше названной классификации положены следующие признаки:

1) количество фирм в отрасли;

2) контроль отдельной фирмы над ценами;

3) свобода вхождения в отрасль и выхода из нее;

4) характер продукта;

5) характер кривой спроса на продукт фирмы.

На основе данных классификационных признаков будут рассмотрены все четыре указанные модели.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется:

1) множеством покупателей и продавцов;

2) высокой мобильностью факторов производства;

3) отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4) однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5) равным доступом всех участников рыночных отношений к ин­формации.

В результате, при совершенной конкуренции доля каждого участ­ника в продажах или покупках незначительна, поэтому ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздейство­вать на рыночную цену.

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и ниг­де не существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам мо­гут приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому совершенную конкуренцию можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Его подробному анализу в условиях совершенной конкуренции будет по­священа гл. 6.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсут­ствует, то такая рыночная структура называется несовершенной кон­куренцией. Различают три основные вида несовершенной конкуренции:

1) чистая монополия, когда на рынке одна фирма является един­ственным продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают;

2) олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм;

3) монополистическая конкуренция, которая характеризуется на­личием на рынке сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Особенности функционирования рынка в условиях несовершенной конкуренции будут рассмотрены в гл. 7.

В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функциони­рования является экономическая свобода, самостоятельность, незави­симость субъектов экономических отношений. В ходе дальнейшего из­ложения закономерностей рыночного механизма это важнейшее поло­жение будет конкретизировано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: