Сущность и состав оборотных средств

ВОПРОС 17

Оборотные средства — это составная часть имущества авиапредприя­тия. Одно из главных условий успешной деятельности предприятия — высокая эффективность их использования Современные рыночные отношения формируют новые условия организации оборотных средств. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуж­дают предприятия изменять свою политику по отношению к оборот­ным средствам, искать новые источники пополнения, изучать пробле­му эффективности использования оборотных средств.

Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Типовой состав и классификация оборотных средств представлены в табл. 1

Таблица 1

Состав и классификация оборотных средств

Виды оборотных средств Состав оборотных средств Признаки классификации
Оборотные производственные фонды 1. Производственные запасы: сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты вспомогательные материалы топливо тара запасные части для ремонта малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструмент, приспособления и инвентарь, форменная и спецодежда на складе. (1-6) В процессе производства(7-8) 2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления (7) 3. Расходы будущих периодов (8) Нормируемые оборотные средства
Фонды обращения 4. Готовая продукция на складе и отгруженная, находящаяся в оформлении 5. Товары отгруженные, но не оплаченные покупателями 6. Денежные средства в кассе и на счетах в банке 7. Дебиторская задолженность 8. Средства в прочих расчетах Ненормируемые оборотные средства

По своей экономической природе оборотные средства — это денеж­ные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фон­ды обращения.

Основное назначение оборотных средств — обеспече­ние непрерывности и ритмичности производства.

По своему составу оборотные средства делятся на следующие укруп­ненные четыре группы:

- производственные запасы оборотные фонды

- незавершенное производство

 
 


- готовые изделия и товары (услуги) фонды обращения

- денежно-расчетные активы

Классификация оборотных средств авиакомпании (рис. 1) обращения.

 
 


Готовая продукция /услуга
Денежные средства и расчеты (средства расчета)
В процессе производства
В производственных запасах

                 
   
     
       
 
 
     
Денежные средства
 
 


Рис1. Схема оборотных средств авиакомпании

Оборотные производственные фонды — это предметы труда, которые потребляются в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе произ­водства, как правило, изменяют свою натурально-вещественную форму.

Оборотные производственные фонды могут находиться:

- в про­изводственных запасах;

- в процессе производства.

К производ­ственным запасам относятся предметы труда, необходимые для обес­печения производственного процесса, но еще не включенные в него (сырье; основные материалы; запасные части к СВАД, машинам, обору­дованию; форменное обмундирование и спецодежда на складе; горюче­смазочные материалы (ГСМ); малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и инструменты).

По назначению в производственном процессе (по элементам) обо­ротные средства можно подразделить на следующие группы.

I. Производственные запасы. Все элементы производственных за­пасов (1-6) выступают в трех формах.

1. Транспортный запас — со дня оплаты счета поставщика до при­бытия груза на склад.

Транспортный запас создается лишь в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота, включая их акцепт. Формула расчета норматива транспортного запаса следующая:

М = Мп / Рм,

где Мп товарно-материальные ценности в пути (по данным бухгалтерского баланса);

Рм однодневный расход материалов по смете затрат на производство и непроизводственные нужды.

Норма транспортного запаса рассчитывается лишь в том случае, если время нахождения ценностей в пути больше времени движения расчетных документов (включая их акцепт).

2. Складской запас разделяется на подготовительный и текущий.

- Подготовительный запас создается в тех случаях, когда дан­ный вид сырья или материалов нуждается в выдержке (время естественных процессов).

- Текущий запас создается для обеспечения потребности в мате­риалах и сырье между двумя поставками. Размер максимального текущего запаса определяется по формуле:

,

где — максимальный текущий запас соответствующего мате­риала;

— объем среднесуточного календарного потребления;

Тп — величина интервала поставок данного вида материалов.

3. Страховой запас создается в тех случаях, когда происходят час­тые изменения интервала поставок, и зависит от конкретных усло­вий работы предприятия. Принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоев в поставках.

II. Средства в затратах на производство (7-8).

Незавершенное производство (7) — это продукция (работы), не про­шедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом. Для авиакомпании незавершенной продукцией может быть неукомп­лектованный груз, находящийся на складе, или груз, не прошедший об­следование и техническую приемку.

Расходы будущих периодов (8) - это расходы, произведенные в от­четном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам (затраты по освоению новых видов продукции, совершенствованию технологии, подписка на периодические издания, арендная плата, вносимые авансом налоги, сборы и др.).

Фонды обращения авиакомпании связаны с обслуживанием про­цесса обращения товаров. Их вещественным содержанием являются: готовая продукция (услуга), денежные средства в пути, средства в кассе и на расчетном счете, незаконченные расчеты с потребителями и т. д.

III. Готовая продукция/услуга (9) (готовой продукцией авиаком­пании считается услуга по перевозке пассажиров и грузов) — это закон­ченная и изготовленная продукция, прошедшая испытания и прием­ку, полностью укомплектованная согласно договорам с заказчиками и соответствующая техническим условиям и требованиям.

В авиаком­пании услуга может быть двух видов:

- услуга (билет на перевозку), проданная покупателю (оплачена заказчиком);

- отгруженная, но не оплаченная услуга.

IV. Денежные средства и расчеты (средства расчета) (10-12).

Расчеты с дебиторами (средства в расчетах с дебиторами) (10). Де­биторы — это юридические и физические лица, которые имеют задол­женность предприятию (данная задолженность называется дебитор­ской).

Доходные активы (11) — это краткосрочные (на срок не более 1 года) вложения предприятия в ценные бумаги (рыночные высоколиквидные ценные бумаги), а также предоставленные другим хозяйствую­щим субъектам займы.

Денежные средства (12) — это средства на расчетных счетах и в кас­се предприятия.

Эффективность использования оборотных средств зависит от мно­гих факторов, которые можно разделить на:

1) внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия. К ним относят:

- общеэкономическая ситуация,

- нало­говое законодательство,

- условия получения кредитов и процентные ставки по ним,

- возможность целевого финансирования,

- участие в про­граммах, финансируемых из бюджета.

- доступность на внешние рынки транспортных услуг.

Эти и другие факторы опреде­ляют рамки, в которых предприятие может манипулировать внутрен­ними факторами рационального движения оборотных средств.

На современном этапе развития экономики к основным внешним факторам, влияющим на состояние и использование оборотных средств, можно отнести такие, как кризис неплатежей, высокий уровень нало­гов, высокие ставки банковского кредита.

2) внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять. К внутренним факторам относят:

- производство: технологический и технический аспект;

- кадровая политика: обеспеченность кадрами, уровень квалификации персонала;

- менеджмент авиакомпании;

- финансовая политика: возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

- маркетинговая политика;

- издержки авиакомпании: уровень тарифа при производстве услуги, уровень тарифа при продаже услуги;

- качество оказываемых услуг.

Кризис сбыта произведенной продукции (услуг) и неплатежи при­водят к замедлению оборота оборотных средств.

Следовательно, необ­ходимо выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск про­дукции, не пользующейся текущим спросом. В этом случае кроме уско­рения оборачиваемости предотвращается рост дебиторской задолжен­ности в активах предприятия.

При существующих темпах инфляции полученную авиакомпанией прибыль целесообразно направлять прежде всего на пополнение обо­ротных средств.

Значительные резервы повышения эффективности использования оборотных средств заключаются непосредственно в самой авиакомпа­нии. В сфере производства это относится прежде всего к производ­ственным запасам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: