ВОПРОС 18
Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств.
Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства.В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе.
Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их:
- рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасов материалов, совершенствованию нормирования;
- улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта.
Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.
Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершенном производстве достигается путем:
- совершенствования организации производства,
- улучшения применяемых техники и технологии,
- совершенствования использования основных фондов, прежде всего их активной части (воздушных судов),
- экономии по всем статьям оборотных средств.
Пребывание оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта (услуги). Излишнее отвлечение их в сферу обращения — отрицательное явление.
Важнейшими вариантами сокращения вложений оборотных средств в эту сферу являются:
- рациональная организация сбыта готовой продукции (услуги),
- применение прогрессивных форм расчетов,
- своевременное оформление документации и ускорение ее движения,
- соблюдение договорной и платежной дисциплины.
Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы и таким образом увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями авиакомпании.
По источникам формирования оборотные средства авиакомпании представлены в следующем виде (рис.).
Рис.Схема формирования оборотных средств авиакомпании
Собственные оборотные средства образуются за счет собственных средств на частных предприятиях или выделяются государством и закрепляются за госпредприятиями для создания минимальных, но постоянно необходимых средств, обеспечивающих их бесперебойную работу.
Источниками формирования собственных средств авиакомпании являются следующие виды капиталов.
Уставной капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Состав уставного капитала зависит от организационно-правовой формы предприятия. Уставной капитал складывается из:
• вкладов участников (складочный капитал) для хозяйственных товариществ и для обществ с ограниченной ответственностью (ООО);
• номинальной стоимости акций для акционерного общества (АО);
• имущественных паевых взносов (производственные кооперативы или артели);
• уставного фонда, выделенного государственным органом или органом местного самоуправления.
Добавочный капитал характеризует сумму до оценки необоротных активов, которая производится в установленном порядке, а также безвозмездно полученные ценности и другие аналогичные суммы.
Резервный капитал создается в соответствии с законодательством для покрытия непроизводительных потерь и убытков, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей.
Резервные фонды создаются для покрытия предстоящих расходов, платежей, сомнительных долгов (предприятию), на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату вознаграждений по итогам работы за год, на покрытие предстоящих затрат по ремонту основных средств и т. п.
Фонды накопления — средства, используемые для финансирования капитальных вложений.
Целевые финансирования и поступления — средства, направляемые предприятию государством (муниципалитетом) или спонсором для осуществления определенной целенаправленной деятельности.
Арендные обязательства — оплата предприятию за арендованные у него основные средства.
Нераспределенная прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после выплаты доходов (дивидендов) участникам и погашения обязательств.
Амортизационные отчисления — часть выручки, направляемая, как правило, в фонды накопления, ремонтный фонд и т. п.
Оборотные средства авиакомпаний весьма подвижны и находятся в прямой зависимости от увеличения спроса и объема авиаперевозок или производства другой продукции, носящего в основном сезонный характер.
В сезон малой активности населения в использовании услуг воздушного транспорта авиакомпания испытывает недостаток денежных средств для покрытия своих обязательств перед поставщиками, поэтому в этот период помимо собственных оборотных средств авиакомпания использует заемные оборотные средства.
Заемные оборотные средства используются в связи с сезонностью производства, возможного отклонения от намеченного объема производства, осуществлением отдельных хозяйственных мероприятий, требующих дополнительных затрат. Авиакомпания может привлекать следующие заемные оборотные средства:
- Долгосрочные кредиты и займы. Долгосрочные кредиты — это суммы задолженности предприятия банку по ссудам, полученным на срок более 1 года. Долгосрочные займы — это задолженность по полученным от других предприятий займам на срок более одного года.
- Краткосрочные кредиты и займы характеризуют суммы задолженности по полученным от банков кредитам со сроком погашения до одного года. Краткосрочные займы показывают задолженность по полученным от других предприятий и учреждений краткосрочным займам со сроком погашения до одного года.
- Авансы покупателей и заказчиков являются разновидностью кредитования.
- Кредиторская задолженность.
Кредиторы — это юридические и физические лица, перед которыми предприятия имеют определенную задолженность. Сумма этой задолженности называется кредиторской. Кредиторская задолженность может возникать вследствие существующей системы расчетов между предприятиями, когда долг одного предприятия другому возвращается по истечении определенного периода после возникновения задолженности, в случаях, когда предприятия сначала отражают в учете возникновение задолженности, а потом по истечении определенного времени погашают эту задолженность вследствие отсутствия у предприятия денежных средств для расчета.
- Долгосрочная аренда основных фондов. Основные средства и наиболее стабильная часть оборотных средств финансируются за счет долгосрочного капитала, остальная часть оборотных средств финансируется за счет краткосрочного капитала.
Использование собственных и заемных оборотных средств необходимо для поддержания объема оборотных средств авиакомпании на Достаточном для погашения своих обязательств уровне.
При планировании потребности в оборотных средствах применяются три метода — аналитический, коэффициентный и метод прямого счета (ЭО ВТ не надо).
Аналитический и коэффициентный методы применимы на предприятиях, которые стабильно работают более одного года, имеют статистические данные за прошлые периоды об изменении величины оборотных средств и не располагают достаточным числом квалифицированных экономистов для детальной работы в области планирования оборотных средств.
Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объема производства. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предстоящем году. Данный метод применяется на тех предприятиях, где средства, вложенные в материальные ценности и затраты, имеют большой удельный вес в общей сумме оборотных средств.
При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются:
- зависящие непосредственно от изменения объема производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе). Потребность в оборотных средствах по данной группе определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году;
- не зависящие от него (запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, расходы будущих периодов). По второй группе потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет.
При необходимости можно использовать аналитический и коэффициентный методы в сочетании. Сначала аналитическим методом определяют потребность в оборотных средствах, зависящих от объема производства, а затем с помощью коэффициентного метода учитывают изменение объема производства.
Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод трудоемкий, он требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятия. Метод прямого счета используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующих предприятий. В общем виде его содержание предусматривает следующие этапы работ:
1. Разработка норм запаса по отдельным важнейшим видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых средств, выраженных в днях, процентах, рублях на расчетную единицу и т. д. Норма запаса оборотных средств, как правило, выражается в относительных величинах (днях или процентах). Она рассчитывается по каждому элементу оборотных средств и характеризует величину минимального экономически обоснованного объема запаса товарно-материальных ценностей на определенный период времени, который необходим для обеспечения непрерывности производственного процесса.
2. Расчет среднедневного расхода данного вида материальных ценностей на основе их расхода по смете затрат на производство, который равен частному от деления соответствующих затрат на производство на 90, 180 или 360 дней.
3. Определение норматива собственных оборотных средств в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств и совокупной потребности предприятия в оборотных средствах. Норматив оборотных средств — это минимальная сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности. По большинству элементов оборотных средств частный норматив определяется следующим образом:
Н = Р × Д,
где Н — норматив оборотных средств по конкретному элементу, руб.;
Р — среднедневной расход по данному элементу затрат, руб.;
Д — средняя норма запаса для данного элемента оборотных средств, дней или процентов.