Факторы, приводящие к конкуренции

Конкуренция далеко не всегда является следствием искусственного усиления одних фирм за счет ущемления влияния других. В большинстве случаев конкуренция является результатом улучшения деятельности фирм.

На рисунке 1.2. указаны основные факторы, приводящие к конкуренции. Конкуренция является следствием осуществления другими фирмами мер по улучшению свойств товаров, развитию видов и форм торговли, а также оптимальному выбору сегмента рынка. Конкуренция, ее влияние усиливается вследствие проводимых другими фирмами конкурентных мер по улучшению качества, внешнего вида, дизайна товаров, расширения ассортимента, установлению относительно низких цен, увеличению количества новых, модных и дефицитных товаров; увеличению товарного запаса по всей номенклатуре; увеличению доли особо привлекательных товаров; снижению цен на них и так далее [7, с. 52].

Способы улучшения видов и форм торговли оказывают сильное воздействие на степень конкуренции. Это увеличение скидок и льгот, и в первую очередь оптовых скидок; однако влияют и сезонные скидки, распродажи и другое. Оказывает воздействие также вручение подарков (диски и видеокассеты, игрушки, калькуляторы и другое) за значительные покупки. Сильный фактор — введение самых различных форм торговли: по наличной и безналичной оплате, по ценным бумагам и векселям, по кредитным картам и с рассрочкой, по бартеру и другое. Для мелкооптовой и крупно-оптовой торговли большое влияние оказывает введение бесплатной доставки товаров.

Комплектование товаров в короткие сроки с ассортиментом, не только имеющимся в фирме, особо ценится в комплексных или многоплановых отраслях (производство технологического оборудования, строительных материалов, автомобилей и другое). При этом для удобства товар доставляют или по указанному адресу, или в офис, или на склад. В результате наблюдается массовый уход клиентов от конкурента, находящегося в одном районе.

Влияющим фактором конкуренции является и оптимизация соотношения между долями отечественных и импортных товаров. Величина этого соотношения постоянно изменяется. Сразу после кризиса возрастают предпочтения по отношению к отечественным товарам. А в период относительно стабильного развития устанавливается соотношение, соответственно конъюнктуре рынка и в ряде отраслей увеличилась доля импорта [9, с. 68].

В результате осуществления продаж сопутствующих товаров и введения дополнительных услуг достигается комплексность сервиса и как следствие — усиливаются позиции фирмы и ее влияние.

Увеличение имиджевой или прямой рекламы во всех ее видах непосредственно воздействует на степень конкурентного влияния. При этом важно, чтобы содержание объявлений соответствовало реальному состоянию дел. На деле многие рекламодатели используют рекламу как элемент приманки, не гнушаясь заведомо ложными сведениями. В результате происходит первоначальный наплыв клиентов и даже некоторое увеличение продаж, но со временем, разобравшись в ситуации, клиенты покидают фирму. Практика показывает, что фактор падения репутации фирмы сказывается значительно существеннее, чем влияние декларирования завышенных показателей.

Усиление корпоративной или деловой рекламы, которая передается по прямым связям и по Internet, способствует привлечению клиентов в таких отраслях, где данный вид рекламы является определяющим.

Всестороннее улучшение различных сторон сервиса, расширение оптовой торговли, освоение как мелко-, так и средне-, и крупно-оптовых форм или добавление розничной торговли по всем направлениям (в магазинах, ларьках, рынках и так далее), также являются сильными мерами.

Рис. 1.2. Классификация основных факторов, приводящих к конкуренции

Выбрав близкие к оптимальной сегментации рынка, фирма укрепляет свои позиции и усиливает свое конкурентное влияние. Данное направление предполагает охват части смежного сегмента рынка, то есть охват другой категории товаров, которая дополняет основные, например дополнение категории строительных товаров категорией бытовой техники для обеспечения гостиничных комплексов. Кроме того, в это понятие входят сопутствующие услуги и продажа аксессуаров смежного сегмента рынка для обеспечения комплексных работ сложных объектов. К этому же направлению относится вхождение в межотраслевые союзы по использованию дисконтных карт для постоянных покупателей; таким образом, клиенты предприятия, входящего в один сегмент рынка, становятся клиентами предприятия другого сегмента рынка; все они имеют теперь одинаковые скидки в двух сегментах рынка. Возможно вхождение в международные объединения постоянных покупателей, использующих дисконтные карты, что на практике означает выход клиентов отечественного предприятия, имеющих скидки по дисконтным карта. На международный рынок с теми же скидками за счет объединения с другим предприятием, находящимся за границей и также обладающим дисконтными картами; аналогичные примеры есть в области оказания туристических услуг и осуществления авиаперевозок.

Особо следует отметить получение разрешения и покупку лицензий в другой стране на патенты или же получение лицензий в своей стране на особые виды деятельности, например на продажу спиртоводочных изделий; это позволяет сразу же сильно увеличить объемы продаж и оказать существенное влияние на конкуренцию.

Учет совокупности всех указанных факторов укрепляет репутацию фирмы. Укрепление репутации само по себе также является фактором, приводящим к конкуренции, причем одним из самых важных [4, с. 90].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: