Типы конкуренции

Развивающийся отечественный рынок существенно различается по городам, регионам и отраслям. В результате у нас можно наблюдать одновременно разные типы конкуренции (смотрите рисунок 1.3.):

— не ограничивающие возможности предприятий, эта группа имеет наибольшее распространение;

— ограничивающая возможности, эта группа также широко распространена;

— доминирующая, проявляется только в отдельных направлениях бизнеса;

— подавляющая, ближе к монополии или олигополии, на нашем рынке уже имеется, но в малой доле.

Рассмотрим более подробно все эти типы, характерные как для производственных, так и торговых фирм.

Тип конкуренции, не ограничивающий возможности деятельности, широко представлен потому, что отражает начальную стадию развития нашего рынка. Этот тип характеризуется осуществлением различных видов сравнения с ближайшими конкурентами по месту нахождения в районе и по лидирующей группе предприятий в отрасли. Данный тип конкуренции не сказывается на объемах продаж или услуг. Однако эти показатели надо постоянно отслеживать, с тем, чтобы вовремя реагировать при возможном переходе к более сильной фазе конкурентного влияния. При наличии этого типа конкуренции сравнивают цены, указанные в прайс-листах фирм, находящихся в одном районе, и фирм, относящихся к группе лидеров по отрасли. Сравнение цен проводят по товарным группам и по всей номенклатуре. Особое внимание уделяется сравнению цен по группе привлекательных товаров отрасли. Далее отслеживают рекламу конкурентов по отдельным носителям рекламы и по объемам. Цель столь всеобъемлющего контроля — определение динамики конкуренции [18, с. 23].

Тип конкуренции, ограничивающий возможности предприятия, означает уже сильное достаточное ее воздействие. Здесь на стадии изучения конкурента добавляется еще и сравнение по качеству продукции. Это можно делать различными способами; самые распространенные — независимая экспертная оценка группой специалистов или сотрудников и выявление рейтинга предпочтений по качеству в результате опроса. С помощью экспертной оценки можно определить качество товаров как в своей, так и в конкурирующей фирме. Рейтинговая оценка дает базу для сравнения. После проведения всестороннего анализа конкурента принимают меры по ограничению конкурентного влияния.

Рис. 1.3. Классификация типов конкуренции

Номенклатура и ассортимент товаров дополняются теми товарами, которые пользуются спросом покупателей у конкурентов" Кроме того, ассортимент пополняется новыми видами дефицитных или особо привлекательных товаров или услуг, которые отсутствуют у конкурентов. Целесообразно также сочетание дешевых отечественных и качественных, но более дорогих импортных товаров. Товарный запас регулируется в следующих направлениях:

—следят за строгим соответствием товаров, указанных в прайс-листе и имеющихся в наличии;

—устанавливается больший, чем у конкурентов, товарный запас по группе привлекательных товаров;

—поддерживается большой объем наиболее раскупаемых товаров.

Кроме того, если ближайшие конкуренты торгуют только в розницу, то достаточно поддерживать постоянный товарный запас по всей номенклатуре, если же ближайший конкурент торгует оптом, то конкурирующего товара должно быть существенно больше, а остальной товар следует постоянно иметь в наличии. Необходимо улучшать сервис во всех его проявлениях. Следует узнать, какие стороны сервиса у конкурентов не развиты, и внедрять их, у себя усиленными темпами. Имея хорошие сервис и товарный запас, можно устанавливать цены на одном с конкурентами уровне или даже выше на 1 — 5%.

Усиление рекламы возможно следующими путями: увеличением числа носителей рекламы; увеличением частоты подачи рекламы и размера объявления. В большинстве случаев предпочтительным оказывается увеличение частоты повторения рекламы [7, с. 66].

Доминирующий тип конкуренции означает, что конкуренты настолько сильны, что мешают развитию фирмы, мешают привлекать новых клиентов и увеличивать объемы продаж. Количество новых клиентов при этом уменьшается и постепенно уходить и постоянные клиенты. Просто уменьшение цен при такой ситуации уже неэффективно, здесь необходимо изменение самих мер для достижения успеха. Это означает, что следует подобрать совокупность таких мер, которые могут позволить выйти из условия доминирующего конкурентного влияния; например, сочетание полного ассортимента по товарным группам с обязательным наличием товаров на складе, с комплексом сервиса по консультациям, эффектной выставкой, бесплатной доставкой и более низкими ценами на группу привлекательных товаров и на конкурирующие товары. Данная тактика — одна из самых дорогостоящих. Часто приходится осваивать новые виды товаров взамен тех, на которые распространяется конкурентное влияние. Такая тактика обходится дешевле, но требует больше времени. Эффективной мерой является открытие новых филиалов, в районах, удаленных от конкурента, кроме того, при этом не приходится менять профиль продаж. Большое значение в такой ситуации придается формированию сети дилеров в регионах или созданию в них филиалов. Цель этого — удаление от влияния конкурента. Весьма эффективен активный поиск новых прямых связей, как с отечественными, так и с зарубежными производителями. Это позволяет выйти на новую качественную основу: иметь гарантированные поставки сырья и товаров, с лучшим качеством, меньшими ценами.

Кроме того, практикуется осуществление «скачка» в рекламе. В ситуации доминирующего конкурентного влияния требуется не просто увеличение объема рекламы, но и принципиальное расширение носителей рекламы, например, подача, дополнительно рекламы в метро, распространение листочков по квартирам, помещение прайс-листа в Internet и так далее. При этом величину затрат на рекламу увеличивают в 2 — 4 раза.

Подавляющий тип конкуренции, близкий к влиянию монополии, запрещен в большинстве стран, так как мешает развитию свободного предпринимательства. В этих условиях все действия рассматриваются только как возможные. Возможен поиск новых сегментов рынка, что связано 9 полной заменой номенклатуры и ассортимента, а также поиск возможностей договориться с основным конкурентом. Хотя данная тактика является очень призрачной, как правило, в таких случаях не уменьшают своего подавляющего конкурентного влияния, а предлагают войти в свое объединение или сферу влияния на невыгодных условиях. Фирмы обращаются в антимонопольный комитет. Это может дать свои результаты по ликвидации пагубного монопольного влияния при определенном совпадении интересов комитета и ветвей власти.

Известны случаи изменения территориального расположения фирмы или ее филиалов или введение новых филиалов в удаленных районах от конкурента. Это действие является эффективным, если степень конкуренции именно подавляющая, но еще не является монопольной. При этом следует частично изменить и номенклатуру, исключив позиции товаров, наибольшим образом охваченные конкуренцией. Возможно, открытие филиалов в регионах в сочетании с временным увеличением доли. Продаж в региональных отделениях по сравнению с центральными отделениями. Это перспективная тактика на период выхода из, подавляющего конкурентного влияния. Так же как и в предыдущем случае, следует дополнить этот способ изменением номенклатуры, подверженной сильной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: