В обеих поэмах собраны древние легенды, "рассказы путников" и свидетельства микенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеров героев делает "Илиаду" и "Одиссею" непохожими на устные эпические поэмы. Все события "Илиады" происходят в течении нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всю предысторию троянской войны.
Для всех древних греков "Илиада" и "Одиссея" являлись не только излюбленным чтением. По ним велось обучение в школах. Подростки и юноши учились в доблести на примерах героев древних сказаний. Насколько широко были известны стихи Гомера, можно судить по интересной находке, сделанной в Северном Причерноморье, где в античную эпоху находились процветающие греческие колонии. Это обломок камня, на котором вырезано начало гомеровского стиха из "Илиады" - "Продвинулись звезды... ". Поскольку надпись не закончена и сделана с ошибками, то ученые предполагают, что высекал ее либо начинающий камнерез, либо ученик резчика, выполнявший упражнение. Но этот обломок камня с незаконченным стихом, вырезанным во II веке до н.э., ценен как свидетельство того, сколь велика была слава Гомера.
|
|
«Илиада». Поэмы Гомера состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том, или ином событии из жизни ее героев. Начиная с третьей песни "Илиады" идет описание сражений между ахейцами и троянцами. В эти битвы между отдельными героями активно вмешиваются боги. В "Илиаде" олимпийские боги являются такими же действующими лицами, как и люди. Богов от обычных людей отличали лишь божественная красота, необычайная сила, дар превращаться в любое существо и бессмертие. Подобно людям, верховные божества нередко ссорились между собой и даже враждовали. Описание одной из таких ссор дано в самом начале "Илиады", когда Зевс, сидя во главе пиршествующего стола, угрожает побоями своей ревнивой и раздражительной супруге Гере за то, что она осмелилась ему возражать:
«…Ты же безмолвно сиди и глаголам моим повинуйся!
Или тебе не помогут ни все божества на Олимпе,
Если, восстав, наложу на тебя необорные руки».
Рек; устрашилась его волоокая Гера богиня».
(песнь первая)
Как это и естественно при таких религиозных воззрениях, мрачны и представления о загробной жизни, отражающиеся в гомеровских поэмах. Души умерших, подобные теням, обитают в преисподней, в царстве Аида. Они лишены сознания и сравниваются поэтом с летучими мышами. Только испив крови жертвенного животного, обретают они на время сознание и память. Души умерших отделены от мира живых неодолимой преградой: они не могут ни помочьоставшимся на земле своим близким, ни причинить зло своим врагам. Но даже этот жалкий удел бессмысленного существования в преисподней недоступен для душ, тело которых не было погребено надлежащим образом. Душа Патрокла просит о погребении Ахилла: «О! погреби ты меня, да войду я в обитель Аида!Души, тени умерших, меня от ворот его гонятИ к теням приобщиться к себе за реку не пускают;Тщетно скитаюся я пред широковоротным Аидом».(песнь двадцать третья) В "Илиаде" в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Приметы современной Гомеру жизни проявляются больше всего в рассыпанных в тексте поэм развернутых сравнениях, которые поражают разнообразием и точностью деталей, неожиданностью ассоциаций. Упорная битва, не дающая перевеса ни той ни другой стороне, сравнивается с весами " честной рукодельницы ", точно отвешивающей шерсть, которую она прядет, чтобы хоть как-то прокормить себя и детей ("Илиада", ХII, 432 - 436). Воины, сражающиеся за тело Сарпедона, сравниваются с мухами, роящимися вокруг подойников с молоком ("Илиада", ХVI, 641 - 644). Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Реальная тактика боя - массированный натиск колесниц микенской эпохи, о которой Гомер знает из эпической традиции, или сражение в сомкнутом пешем строю, характерное для времени Гомера, - находит отражение в "Илиаде" в основном в рассказах и советах Нестора. Гомер, очевидно, сам видел, как действуют в бою стальным мечом: бронзовым мечом невозможно так отрубить руку, как это наглядно изображено в "Илиаде" (V, 79 - 83).Однако битва изображается чаще всего не как массовое сражение, а как поединок между отдельными героями, выделяющимися силой, доблестью и воинским искусством. «…И когда уже сблизились к битве идущие рати,Вышел вперед от троян Александр, небожителю равный,С кожею парда на раме, с луком кривым за плечамиИ с мечом при бедре; а в руках два копья медножалыхГордо колебля, он всех вызывал из данаев храбрейших…»(песнь третья) Герои Гомера как подлинные эпические герои больше всего стремятся к славе, при жизни и после смерти. Ахилл предпочитает гибель, неизбежную вскоре после того, как он убьет Гектора, бесславному существованию: «…Я выхожу, да главы мне любезной губителя встречу,Гектора! Смерть же принять готов я, когда ни рассудятЗдесь мне назначить ее всемогущий Кронион и боги!»Серьезным противовесом яркому изображению свирепых схваток между враждующими сторонами представляет собой подробное описание сцен мирной жизни, которые были изображены Гефестом на щите Ахилла. На этом щите были изображены два города, в одном люди веселились, а другой был осажден войсками. Рядом расстилалось поле с высокими хлебами, сад и виноградники, стада, остров Крит с Кносским дворцом и, наконец, река Океан — на ободе щита. Гомер воспел щит Ахилла:
|
|
«Там же два града представил он ясноречивых народов:
В первом, прекрасно устроенном, браки и пиршества зрелись…
Юноши хорами в плясках кружатся; меж них раздаются
Лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены
Смотрят на них и дивуются, стоя на кры́льцах воротных…
Город другой облежали две сильные рати народов.
Страшно сверкая оружием».
(песнь восьмая)
"Одиссея". О взятии с помощью хитрости ахейцами Трои рассказывалось в одной из песен "Одиссеи". Слепой певец Демодок, воспевая хитроумного царя Одиссея, излагал всю историю сооружения огромного деревянного коня, внутри которого спрятались храбрейшие из ахейцев:
«Было судьбой решено, что падет Илион, отворивши
Стены коню, где ахейцы избранные будут скрываться,
Черную участь и смерть приготовив троянам враждебным.
После воспел он, как мужи ахейские в град ворвалися,
Чрево коня отворив и из темного выбежав склепа…»
|
|
(песнь восьмая)
Основным содержанием "Одиссеи" являются сказания о приключениях Одиссея на пути домой, где в это время местные царьки ухаживают за Пенелопой, верной женой Одиссея, ждущей его в течение 20 лет (из которых 10 лет он участвовал в Троянской войне, а другое десятилетие он затратил на возвращение домой). Благодаря «Одиссее» мы знакомимся со многими древнегреческими мифами, такими как:
«Одиссей у нимфы Калипсо»
Много тяжких бед, много грозных опасностей претерпел герой Одиссей, возвращаясь из-под Трои на Итаку. После долгих скитаний оказался Одиссей на острове Огигии у нимфы Калипсо. Семь долгих лет пришлось Одиссею томиться у могучей волшебницы Калипсо. Шел восьмой год. Тосковал Одиссей по родной Итаке и по своей семье, он молил отпустить его на родину, но не отпускала его Калипсо. Наконец сжалились боги-олимпийцы: решил Зевс по просьбе своей дочери, богини Афины-Паллады, вернуть Одиссея на родину.
«Киконы и лотофаги»
Отплыв из-под Трои с попутным ветром, достигли земли киконов. Они овладели их городом Исмаром, истребили всех жителей, захватили в плен женщин, а город разрушили. Долго Одиссей убеждал своих спутников отплыть скорее на родину, но не слушались они. Тем временем спасшиеся жители города Исмара напали на Одиссея. Долго бились с киконами у своих кораблей, но одолели киконы, и пришлось путникам спасаться бегством. Только вышли в открытое море, как послал на них Зевс - громовержец бога северного ветра Борея. Великую бурю поднял он на море. Во время бури сбились они с пути. Наконец, на десятый день плавания пристали к острову. Это был остров лотофагов. Одиссей послал трех своих спутников узнать, каким народом населен остров. Приветливо встретили их лотофаги и подали им сладкого лотоса. Лишь только поели его спутники Одиссея, как забыли свою родину и не пожелали возвращаться на родную Итаку; навсегда хотели они остаться на острове лотофагов. Но силой привели их на корабль и там привязали, чтобы они не сбежали. Тотчас повелел Одиссей всем моим спутникам сесть за весла и как можно скорее покинуть остров лотофагов.
|
|
«Одиссей на острове циклопов. Полифем»
После долгого плавания прибыл Одиссей к земле свирепых циклопов, не знающих законов. В пещерах живут великаны-циклопы, каждый знает лишь свою семью. Ни один человек никогда не посещал этого острова, хотя он был очень плодороден. На этом острове водились в изобилии дикие козы, а так как никогда не видели эти козы человека, то не пугались они людей. Причалив к берегу ночью, они спокойно уснули на берегу, а утром занялись охотой на коз. Быстро переплыли неширокий пролив и пристали к берегу. У самого моря увидели пещеру, заросшую лавровыми деревьями и огороженную оградой из громадных камней. Взял Одиссей с собой двенадцать надежных товарищей, захватил мех с вином и пищей и вошел в пещеру циклопа. Это был великан, обладал он чудовищной силой и имел только один глаз во лбу. Быстро схватил он своими громадными руками двух спутников Одиссея, ударил их об землю и убил. Затем он сварил их, рассекши их тела на части, и съел. В неописуемый ужас пришли греки и стали молить Зевса о спасении. Циклоп держал греков в пещере и съедал по два человека. Одиссей напоил циклопа вином и дал знак товарищам, схватили они заостренный конец бревна, разожгли его на костре и выжгли им глаз циклопу. До этого Одиссей сказал циклопу, что его имя – Никто. Так что когда циклоп стал кричать: «Меня обидел Никто!», другие циклопы не восприняли серьезно его слова. С громкими стонами отодвинул от входа скалу Полифем и стал выпускать в поле стадо, ощупывая руками спину каждой овцы и каждой козы. Тогда, чтобы спасти товарищей, Одиссей связал по три барана и под среднего привязал по одному из своих товарищей. Прошли бараны с привязанными под ними моими путниками мимо Полифема. Так спаслись они от верной гибели. Стал молить Полифем отца своего Посейдона, чтобы покарал он Одиссея за то, что лишил его зрения.