Одиссей на острове Эола

Весь остров Эола, плавающий по морю, окружен нерушимой медной стеной, берега же его поднимаются отвесными утесами из морских волн. Наконец, стал Одиссей просить его отпустить на родину. Согласился Эол. На прощанье дал он мне большой мех, завязанный серебряной бечевкой. В этом мехе были подвластные Эолу ветры. Лишь один Зефир был оставлен на свободе. Он должен был гнать корабли к родной Итаке. Запретил Эол развязывать мех до тех пор, пока не прибудет Одиссей на родину. Когда на десятый день плавания показалась уже Итака, боги погрузили героя в глубокий сон. Побуждаемые любопытством, развязали спутники мех. Вырвались из него ветры и подняли страшную бурю на море. Бурей пригнало их опять к острову Эола. Разгневался на меня Эол. Прогнал он Одиссея из своего дворца и сказал, что никогда не будет помогать тому, кого ненавидят и преследуют боги.

«Одиссей у лестригонов. Остров сирен. О Сцилле и Харибде»

Шесть суток плыли они, наконец достигли какого-то острова. Нигде не было видно ни стад, ни возделанных полей, только кое-где вдали подымался дым. Около колодца, недалеко от большого города, встретили мои спутники громадного роста деву; она отвела их в город во дворец отца своего Антифата, повелителя лестригонов. Во дворце увидели они жену Антифата, ростом с высокую гору. Велела она позвать своего мужа, бывшего на собрании старейшин. Прибежал он, схватил одного путника, растерзал его и приготовил себе из его мяса обед. Обратились в бегство спутники Одиссея и прибежали к кораблям. Антифат же созвал лестригонов. Побежали они на берег моря. Отрывая целые утесы, стали они разбивать корабли. Убили всех спутников Одиссея, которые вышли с ним на берег, лестригоны и, нанизав их на колья, унесли в свой город. С трудом спасся Одиссей на своем корабле. Спустили корабль на море, гребцы дружно налегли на весла, и корабль понесся в открытое море. Попутный ветер надул паруса, спокойно плыли по морю. Уже недалек был и остров сирен. Своим пением завлекают они плывущих мимо моряков и предают их лютой смерти. Весь остров их усеян костями растерзанных ими людей. Одиссей залепил товарищам уши мягким воском, чтобы не слышали вы пения и не погибли, себя же приказал привязать к мачте. Спокойно плыл все дальше корабль, но «Одиссей, привязанный к мачте».

вдруг услыхал Одиссей вдали ужасный шум и увидал дым. Он знал, что это Харибда – морское чудище. О Сцилле – втором морском чудище же ничего не сказал Одиссей им. Он знал, что Сцилла унесет лишь шесть спутников, а в Харибде погибли бы все. Быстро плыл корабль по узкому проливу. Они видели, как поглощала морскую воду Харибда: волны клокотали около ее пасти, а в ее глубоком чреве, словно в котле, кипели морская тина и земля. Когда же изрыгала она воду, то вокруг кипела и бурлила вода со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. С великим трудом миновали они Харибду и Сциллу.

Скульптура: мелкая пластика. Бронзовый Кентавр в музее Нью-Йорка.

Скульптура гомеровского времени дошла до нас лишь в виде мелкой пластики, большей частью явно культового характера. Найденные в Беотии терракотовые статуэтки, сплошь покрытые орнаментом, отличаются примитивностью и нерасчлененностью форм; передача анатомического строения тела совершенно не интересует мастера. Мелкая пластика украшала керамику, когда изготовленные из глины или бронзы фигурки животных крепились на крышках сосудов и играли роль ручек. В большинстве своем геометрические статуэтки предназначаются для созерцания в профиль и кажутся плоскостными, подобными изображениям на вазах. Огромное значение в них имеет силуэт, лишь позднее начнет пробуждаться интерес мастера к объему. Элементы пластического понимания мира художником только намечаются.

«Пахарь»

В скульптуре геометрического стиля еще редки такие произведения сюжетного характера, как хранящееся в музее Нью-Йорка бронзовое изображение кентавра и человека (см. рисунок справа) рассчитанное на восприятие сбоку. Однако уже здесь отчетливо можно наблюдать то, что проявится позднее в греческой архаике, - обнаженность мужской фигуры, подчеркнутая мускулатура бедер, плеч. Во второй половине VIII века до н. э. в геометрическом стиле появляются черты, свидетельствующие об отказе от его строгих правил. Наблюдается желание показать фигуру человека, животного, различные предметы не схематично, но более живо. В этом можно видеть начало отхода от условности росписей и скульптур. Постепенно греческие мастера переходят к образам более полнокровным, жизненно конкретным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: