Лекция 2. Г.Шлиман всю жизнь мечтал о Крите. "Я бы достойно увенчал дело всей своей жизни, если бы раскопал древний дворец кносских {Кносс - столица Крита.}

Раскопки Крита

Г.Шлиман всю жизнь мечтал о Крите. "Я бы достойно увенчал дело всей своей жизни, если бы раскопал древний дворец кносских { Кносс - столица Крита. } царей", - писал он. Что же так влекло его на Крит? Дело в том, что с этим островом связан большой цикл греческих мифов. Они повествуют о том, что на Крите была некогда могучая держава, подчинившая всю Элладу, а царем ее был Минос. Вот что рассказывает миф. Зевс в образе быка похитил красавицу Европу, дочь финикийского царя. Европа стала царицей Крита. Сын ее и звался Минос. Могуществом и мудростью он почти сравнялся со своим отцом Зевсом, но обладал нравом надменным и злым. Боги наказали его за это: у него родилось чудовище, человек с головой быка, Минотавр, питавшийся человеческим мясом. Минос повелел искусному мастеру Дедалу построить Кносский дворец - лабиринт, путь через который не знал никто. В лабиринте он поселил Минотавра. Остров охранял страж Талоc, сделанный из меди человек, который, завидев чужестранца, хватал его, прижимал к своей медной груди и прыгал с ним в огонь.

Минос, как уже говорилось, покорил все Средиземноморье, в том числе Афины. Этот город он обложил чудовищной данью: каждую весну афиняне должны были отсылать на Крит семь юношей и семь девушек. Их отводили в лабиринт, и здесь они становились добычей Минотавра.

Далее миф рассказывает, что афинский царевич Тесей не в силах был вынести унижение родного города и отправился весной на Крит вместе с обреченными юношами, чтобы освободить их или умереть. Вместе с другими его отвели в лабиринт на съедение Минотавру. Но Тесея полюбила дочь Миноса царевна Ариадна. Она дала герою меч и клубок ниток. Разматывая нитки, Тесей углубился в лабиринт, встретил чудовище и после жестокого боя убил его. С помощью нити { Ариаднина нить, вошедшая в поговорку. } он и его спутники нашли дорогу назад. Так Тесей освободил Афины от ужасной дани.

Как ни фантастична была история Миноса, Шлиман не сомневался, что где-то в земле погребен чудесный Кносский дворец. Он осмотрел Крит и нашел место, где, по его мнению надо было копать. Но турецкое правительство, которому в то время принадлежал остров, потребовало от него колоссальной суммы денег. Шлиману пришлось отказаться от своей идеи. А в 1890 Г. он умер.

Но дело его продолжил английский археолог сэр Артур Эванс. Он был полной противоположностью Шлиману во всем: Шлиман был увлекающийся, восторженный фантазер и дилетант; Эванс - сухой, сдержанный учёный, верящий только фактам. Обследовав остров, Эванс остановил свой выбор на том самом Месте, которое нашел Шлиман. В 1900 г. он приступил к раскопкам. Интересно отметить, что после открытия Микен и Трои ученых охватил необычайный энтузиазм. Мифы ожили в их воображении. Не Шлиман, а уравновешенный Эванс записывает: "Главной целью моей был Кносс - город Миноса, окутанное легендами место, где находился возведенный искусным мастером Дедалом дворец с чудесными произведениями искусства, с танцевальным залом Ариадны и лабиринтом. Все это витало перед моим умственным взором" { Evans A. The Palace of Minos, Vol. I, L., 1921. }.

Раскопки дали блестящие результаты. Ученые откопали огромный действительно сказочный дворец. Представьте себя совершенно воздушное строение, черное, опирающееся на ярко-красные колонны, расширяющиеся не к низу, а к верху. Дворец полон был удивительных по красоте и изяществу вещей. Чудесные вазы в виде цветка на лепестке, чаши в форме раскрытых бутонов, сосуды, стенки которых не толще яичной скорлупы и на них прелестные лилии или фантастические спруты; изысканные драгоценности, поражавшие не обилием золота, а удивительным изяществом. "Даже землекопы ощущали волшебное очарование дворца", - пишет Эванс { Evans A. Op. cit. }. Стало ясно, что именно критские изделия были образцом и идеалом для микенских мастеров.

Но более всего поразили ученых яркие фрески - вот голубые дельфины плескаются среди фантастических рыб, а вот придворные дамы в роскошных платьях и элегантных прическах любуются каким-то зрелищем. Костюмы критских дам изумили археологов: они затянуты в корсеты, юбки широкие (по-видимому, нечто вроде кринолинов), платья имеют глубокий вырез, волосы взбиты и тщательно завиты. Словом, они удивительно напоминают французских дам, живших при дворе Людовика XIV. Одна критская красавица поэтому получила в науке имя "Парижанка".

Рисунки выполнены с такой экспрессией, что, по словам одного археолога, ему казалось, что он слышит громкую веселую болтовню и смех. Манера древних художников удивительным образом напоминает импрессионизм, который в начале века был в большой моде. Поэтому слава о критских росписях облетела весь мир.

Дворец представлял собой целый город. Он снабжен был неслыханными по тем временам удобствами: вентиляцией, великолепными комнатами, водопроводом. Эванс до безумия увлекся открытой им цивилизацией. Он дошел до того, что стал утверждать, что все достижения греческой культуры не более, чем перепевы Крита. Гомер, говорил он, всего лишь провинциал, записывавший критские сказания. У нас в России это увлечение разделял В.Я. Брюсов. Он писал:

"Все, чем мы живем поныне, -
В древнем городе - дворце
Расцветало в правде линий,
В тайне книг, в узоре чисел,
...

Все что, ведала Эллада –
Только память, только тень,
Только отзвук дома-града."

На Крите, по-видимому, была теократия. Теократия буквально значит "власть бога". Реально управляют, разумеется, не боги, а жрецы. На Крите же вся полнота власти принадлежала царю, который обожествлялся и считался земным воплощением бога. Он почти никогда не покидал дворец. Лица его никто не видел. Он появлялся только в маске. Те, кто удостаивался его приема, долго шли по дворцовым комнатам, совершали омовение в ванной, умащались драгоценными мазями и только после этого вступали в тронный зал. Там они благоговейно повергались ниц перед царским престолом.

Но, может быть, удивительнее всего было то, что внутренность Кносского дворца совершенно соответствовала мифу. Начнем с архитектуры. Один исследователь пишет:

"Уловить систему и план невозможно. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски и подъемы, неожиданные повороты характерны для дворца. Почва будто колеблется под ногами у гуляющего по бесчисленным залам владений Миноса. В довершение свет проникал во дворец не через окна, а через световые колодцы в потолке. Это создавало различную степень освещенности в залах и вызывало таинственность, усиливая неожиданные световые эффекты, чередуя ослепительно освещенные и темные залы (Вообще, этот дворец, выдержанный в кроваво- красных и черных тонах, с таинственными подземными помещениями и сказочными чудовищами на стенах производит мрачное впечатление).

Иными словами, Эванс действительно открыл лабиринт. Так неожиданно подтвердился миф.

Но как погибла эта удивительная цивилизация? Все говорило о том, что ее разрушйла какая-то совершенно сопровождавшееся наводнением. Подземные толчки разрушили дворец Миноса, вода и вспыхнувший пожар довершиили разрушение. Эванс высказал мысль, что миф об Атлантиде, чудесной стране полубогов, погрузившейся на дно морское, есть воспоминание о погибшей в волнах Критской культуре.

Долго эта точка зрения оставалась единственной. Но в середине нашего века английские археологи высказали другую гипотезу. Они обратили внимание на следующие факты:

Во-первых, катастрофа сопровождалась разрушительными пожарами. Между тем в древности, когда не было ни газа, ни электричества, огонь не сопутствовал землетрясениям.

Во-вторых, разрушение носит странный, избирательный Характер. Например, исполинская статуя быка, стоявшая у входа, разбита, а мраморная лестница совершенно невредима. Между тем менее значительное землетрясение, происшедшее за несколько веков до гибели Кносса, сильно повредило эту лестницу. Такую же "избирательность" разрушения мы наблюдаем и внутри дворца. Это явно указывает не на стихию, а на сознательную деятельность человека. Кносс погиб, говорит один из сторонников этой теории, в огне пожаров, зажженных завоевателями в один весенний день XV в. Но кто были эти завоеватели? Сомневаться в этом не приходится. На развалинах погибшей цивилизации поселились ахейцы, приехавшие с материка. Крит стал ахейским. И тут на память сразу приходит миф. Ведь Тесей, владыка ахейских Афин, высадился на Крите как раз весной. Вероятнее всего, это воспоминание об истинном событии: Крит захватили ахейцы, во главе которых стоял царь Афин. Почти несомненно его звали Тесей. Такие имена в истории не забываются, хотя вокруг них и складываются легенды. Так, в Иране рассказывают о герое Искандере, который некогда завоевал весь мир, совершил много чудес и взлетел на небо на крылатых грифонах. Между тем этот фантастический персонаж не кто иной, как Александр Македонский.

Сейчас существует третья, так сказать, примирительная точка зрения. Согласно ей, Крит поразило землетрясение, а после этого на него напали ахейцы, которые окончательно уничтожили царство Миноса.

Таким образом, фантастический миф о Тесее и Миносе неожиданно подтвердился. На острове действительно существовало могучее царство, действительно был дворец- лабиринт, действительно царь Тесей сокрушил могущество критян. Остается последний пункт - Минотавр. Что означает рассказ о чудовищном быке-людоеде?

Эванс сказал однажды, что, если бы он мог забыть миф о быке, то на Крите вспомнил бы его мгновенно. Бык, буквально, преследовал ученых. Исполинская статуя быка стояла у ворот, дворца, на фресках огромный бык кидался на людей, в орнаментах ваз, в узорах фресок появлялись бычьи рога. То было какое-то царство быка. Бычьи рога венчали даже каждую башню дворца.

Судя по всему, бык на Крите обожествлялся. Свет на его культ проливает все тот же миф. Я напомню, что матерью Миноса сказание называет финикийскую царевну, т.е. связывает критского царя с Финикией. Между тем в Финикии издревле существовал культ Баала, бога с бычьей головой. Медное изображение этого бога стояло на центральных площадях финикийских городов. Бог требовал человеческих жертв. Каждую весну, - время, когда на Крите высадился Тесей, - устраивался в честь него торжественный праздник. К подножию статуи приводили красивейших пленных и собственных детей. Руки статуи, приводимые в движение специальным приспособлением, опускались, на огромные медные ладони жрецы клали жертву, руки поднимались и жертва падала в отверстие в груди исполина, а оттуда в его полое медное чрево. У ног гиганта был разведен огонь, и жертва заживо сгорала в этой медной печи. "Золотой телец" Библии, Молох, нечестивый бог, требовавший в жертву детей, это воспоминание о том же жестоком культе, оставшееся у соседей финикийцев, иудеев.

Теперь я напомню, что греческий миф рассказывает о Минотавре, человеке с бычьей головой, пожиравшем людей, и о Талосе, медном человеке с бычьей головой, который прижимал чужеземцев к груди и прыгал с ними в огонь. Несомненно, и Минотавр, и Талос - это раздвоившийся образ одного и того же существа - медного идола с бычьей головой, в чреве которого заживо сжигали людей. По-видимому, афиняне действительно должны были каждую весну отсылать юношей и девушек в жертву критскому богу. К весне был приурочен освободительный поход Тесея, носивший религиозную окраску (это отразил миф). После победы афиняне вдребезги разбили изображения ненавистного идола, и в воспоминаниях афинян царство Ми- носа навеки осталось как богатое и могучее, но нечестивое и преступное.

Теперь подведем итоги. На Крите еще во II тыс. до н.э. возникло государство. Своего расцвета оно достигло в XVI - XV вв. Владыка Крита, вероятно носивший титул "минос", покорил почти все Средиземноморье, в том числе Афины. Но кто были сами критяне? Безусловно, это народ негреческого и, скорее всего, неиндоевропейского происхождения. На фресках мы видим стройных, гибких людей со смуглым лицом, иссиня-черными волосами и огромными миндалевидными черными глазами. Критяне создали очень высокую культуру. В ходе раскопок Эванс обнаружил таблички с письменами. Оказалось, что уже во II тыс. на Крите была письменность. Увы! Она до сих пор не расшифрована, поэтому тайна этого народа пока не раскрыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: