Технологическая концепция фирмы

ФИРМА И ЕЕ КОНЦЕПЦИИ

Раздел 1. РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ВЛАСТЬ ФИРМЫ

Фирма – это институциональное образование рыночной экономики, которое предназначено для координации решений владельцев производственных ресурсов.

Фирма отличается от других хозяйствующих субъектов по ряду признаков:

- она является юридически независимым субъектом (экономическим агентом);

- покупает ресурсы для производства товаров и услуг, а также распределяет ресурсы между альтернативными возможностями их использования;

- одной из главных целей является прибыль.

Есть 3 концепции фирмы: контрактная, технологическая, стратегическая

Фирма - это структура, минимизирующая издержки при данной технологии. Мини­мальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при минимально эффективном отраслевом выпуске (МЭВ).

МЭВ – это объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей.

Это устанавливает технологичес­кие границы фирмы: горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная граница – это объем выпуска одного продукта, а также предел товарного многообразия в рамках одной фирмы.

Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эф­фектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек, когда издержки меньше при совместном выпуске не­скольких товаров, чем при их отдельном производстве в раз­личных фирмах:

где åTC(qi) - совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в нескольких фирмах;

TC(åqi) - сово­купные издержки выпуска тех же товаров в одной фирме.

Вертикальные границы фирмы предопределяют ее выбор: покупать комплектующие на рынке или самостоятельно их производить. Комплектующие будут производиться внутри фирмы, если издержки совокупного производства комплектующих и производимого из них товара будут меньше, чем при покупке комплектующих.

,

где q1 и q2 продукты последовательных стадий переработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: