Теории поведения фирмы

Теории поведения фирмы. Производственная функция с двумя переменными факторами. Изокванта. Бюджетные ограничения. Изокоста. Равновесие производителя.

Тема 9. ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Фирма, или предприятие, - экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобре­таемых на рынке. Из этого определения видно, что фирма как институт го­раздо моложе домохозяйства. Этот институт появился как раз за счет отпоч­кования от домохозяйства процессов производства благ. Часть этих благ представляет собой предметы потребления, покупаемые домохозяйствам.

В них утверждается, что при несовершенных рынках капитала и неконкурентных рынках управляющие могут стремиться к достижению целей, отличных от максимизации прибыли.

По мнению некото­рых исследователей (Г. Саймон, Р. М. Сайерт, Дж. Г. Марч, С. Винтер), целью фирмы является максимизация не прибыли, а объема продаж.

Взгляды этих экономистов представляют так называемые поведенческие теории фирмы. Американский экономист Г. Саймон, получивший в 1978 г. Нобелевскую премию за исследование поведения фирмы, выдвинул теорию удовлетворения, согласно которой фирма стремится достичь оп­ределенного уровня прибыли, а далее не предпринимает усилий, чтобы ее максимизировать. В этом случае и количество продукции, которое она выпускает, не обеспечивает получения максимальной прибыли. Объясняя поведение фирмы на основе своей теории, Г. Саймон приходит к заключе­нию, что "целью фирмы является не максимизация, а достижение опреде­ленного уровня прибыли, удержание определенной доли рынка и опреде­ленного объема продаж. Фирмы стремятся достичь скорее удовлетворения, чем максимизации.

Существует также эволюционная теория, в соответствии с которой фирмы могут только стремиться, но никогда не получают максимальной прибыли, так как они функционируют в мире неполной, порой искаженной информации, в постоянно меняющихся условиях, на которые им очень трудно адекватно реагировать. По мнению сторонников этой теории, на практике фирмы главным образом направляют свои усилия на то, чтобы получить определенную долю на рынке и удержать ее, а не на то, чтобы выйти на новый или покинуть завоеванный рынок. Такое поведение фирм С. Винтер характеризует как "рутинное". Фирмы меняют рутинный характер

если их вынуждают обстоятельства; тогда они делают инновации, для которых нужна прибыль.

И все же в неоклассическом экономическом анализе и в учебниках эко­номики теория фирмы построена на предположении о стремлении фирмы максимизировать общую сумму своей прибыли. Основываясь на этой предпосылке (а она подтверждается практикой), можно описать поведение фирмы и научно обосновать принимаемые ею решения. Функция максимизации прибыли выполняется за счет получения как можно большей раз­ницы между доходами и издержками фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: