РЦБ Египта

История фондового рынка АРЕ достаточно продолжительна.

Египетский фондовый рынок относится к числу наиболее динамично развивающихся рынков в мире несмотря на свою долгую и богатую событиями историю. В конце прошлого века в стране уже осуществлялась торговля акциями, а в 1903 году была открыта первая фондовая биржа в Каире. Законодательно фондовая деятельность была оформлена в 1909 году. В 50-е годы Каирская биржа считалась пятой по объему оборота в мире, а из 650 компаний, действовавших в стране, 200 были представлены на Каирской и Александрийской биржах. Более 20 брокерских фирм активно работали в Каире и более 40 - в Александрии. Биржевая торговля была частью жизни тысяч египтян.

С приходом к власти Гамаля Абдель Насера в 60-х годах начался процесс национализации большинства предприятий, чьи акции были представлены на бирже. С переходом страны к централизованной экономике деятельность бирж сошла на нет, хотя формально Каирская биржа не прекращала своей деятельности. В конце 70-х и 80-х годов начался процесс возрождения Каирской фондовой биржи (КФБ). Число компаний, чьи акции были представлены, выросло с 64 в 1981 г. до 573 в 1989 г. Вместе с тем объем торговли был по прежнему невелик. Большинство из предприятий оставались закрытыми акционерными обществами, чьи акции котировались только для достижения определенных налоговых льгот.

Помимо того, особенностью менталитета традиционного арабского частного бизнеса продолжает оставаться отказ владельцев частных предприятий от превращения существующих семейных или закрытых предприятий в акционерные общества - их ортодоксальные владельцы предпочитают привлекать банковский капитал в виде займов и не допускать к участию в деятельности фирм "чужаков". В 1991 г. из зарегистрированных 573 компаний только 155 функционировали в виде акционерных обществ открытого типа. Фактически в этот период биржа выступала в качестве места регистрации проведенных сделок, а не рынка финансовых ресурсов.

Государственные ценные бумаги в Египте оттягивали на себя значительную часть рынка ценных бумаг.

В АРЕ фактически в деятельности фондовых рынков не осуществлялся переход реального управления из рук традиционного руководство в руки новых собственников, так как основной владелец контрольного пакета практически не менялся - государство постоянно обеспечивало преемственность своего контроля за счет предоставления преимуществ крупным инвестиционным фондам при государственных банках в приобретении контроля над компаниями, отдавая в этом процессе оперативное управление в руки старой администрации.

Единственное исключение допускалось при создании вертикальных конгломератов, например, при передаче контрольного пакета и управления некоторыми государственными металлургическими предприятиями в руки производственных групп частного сектора, разрабатывающих следующие звенья технологической цепочки в металлургии.

В Египте основная часть торговли фондовыми инструментами проводится через биржи, внебиржевые формы торговли слабо развиты. В АРЕ два центра фондовой торговли - Каир и Александрия при явном преобладании КФБ. Другие крупные города (Исмаилия, Асуан, Асьют, Порт-Саид) уступили им роль фондовых площадок.

В Египте рынок контролирует УРЦБ - межведомственная комиссия. Более четкая, тщательнее разработанная и устоявшаяся нормативная база АРЕ в части деятельности аудиторов и финансовых консультантов давала гораздо меньшие возможности злоупотреблений и несовершенства законодательства, чем в России в 90-е гг.20 в.

Министерство экономики и внешней торговли АРЕ подготовило в октябре 1995 г. после первого кризиса египетского фондового рынка проект нового президентского указа об управлении Каирской Фондовой Биржей (КФБ) и Алексадрийской Фондовой биржей (АФБ). Проект предусматривает создание Совета бирж - единого органа управления биржами, который будет принимать решения по деятельности бирж, вводить правила торговли и контролировать их выполнение. Он будет также готовить постановления и правила по финансовой и организационной стороне деятельности биржи без подотчетности государственным органам. Совет биржи создаст Исполнительный комитет для оперативного контроля за деятельностью бирж, который будет состоять из представителей брокерских кругов.

Председатель Совета будет назначаться Министром экономики по представлению Председателя УРЦБ. В состав совета будут входить начальник соответствующего юридического отдела Госсовета, представитель банковского сектора, назначенный директором Центрального Банка АРЕ, представитель брокерских компаний, представитель финансовых компаний и три члена, назначенных председателем УРЦБ. При этом председатели КФБ и АФБ будут иметь право совещательного голоса. Заседания Совета должны проходить каждые две недели и в случае чрезвычайных обстоятельств. Проект предусматривает кроме председателя бирж введение должностей Исполнительного директора. Совет создает ряд комитетов: по регистрации ценных бумаг; по контролю за ценами на биржах; по контролю за деятельностью брокерских и финансовых компаний.

Предусмотрено также введение санкций за нарушение установленных порядков ведения операций - предупреждение, запрет на ведение операций на три месяца и запрет на регистрацию - в дополнению к мерам, предусмотренным Законом No.95. Санкции могут быть оспорены в Апелляционном комитете, возглавляемом соответствующим представителем Госсовета. Проект закона вызвал серьезное недовольство брокерских кругов, недовольных уменьшением своей роли в регулировании деятельности биржи. В целом проект может быть охарактеризован, как попытку правительства упорядочить деятельность бирж после кризиса 1995 года и повысить роль УРЦБ в активности на биржах.

В АРЕ существует целый ряд типов организаций, выполняющих сходные с финансовыми консультантами задачи. Однако жесткая формализация и регламентация эмиссионной деятельности почти не дает возможности операций, направленных против развития рынка ценных бумаг или интересов инвесторов. Они рассматриваются в Египте как уголовные преступления. Одновременно устойчивые официальные и личные связи администраций приватизируемых компаний с руководством государственных банков и созданных при них инвестиционных фондов, а также курирующими приватизацию государственными служащими делает такого рода операции практически бессмысленными, так как эффективная стратегия любой социальной группы состоит в том, чтобы рассматривать вторичные эмиссии акций как игру с незамкнутой суммой, когда всем сторонам выгоден действительный рост курса акций.

Среди финансовых консультантов в Египте следует отметить соответствующие подразделения инвестиционных банков и прежде всего "большой четверки". Помимо этого существует большое количество мелких адвокатских и аудиторско-консультационных контор, которые могут вступить в качестве партнеров в мировые компании типа "Артур Андерсен - Ибрагим Шауки". Чисто иностранные компании как по чисто организационным (положения египетского законодательства), так и по экономическим соображениям в АРЕ не представлены. Для предприятий общественного сектора роль финансовых консультантов часто очень успешно играли холдинговые компании.

Принятие в АРЕ закона No.95 наряду с общими позитивными сдвигами в экономике и финансах АРЕ, отменой всех ограничений на ввоз и вывоз капитала, заметным снижением темпов инфляции (до контролируемых 7% в год) и дефицита государственного бюджета, увеличением валютных резервов страны до (17,5 млрд. долл. в 1995 г.) привело за последние два года к резкому подъему активности фондового рынка в АРЕ, развитие которого признается одним из ключевых элементов правительственной политики экономических реформ. Министерство планирования АРЕ официально заявило, что предполагается полностью передать все инструменты инвестиционных программ из банковского сектора на рынки ценных бумаг.

К концу 1993 г. на КФБ действовало 13 независимых брокеров, а на Александрийской фондовой бирже (АФБ) - 3. На середину 1995 г. на биржах работало 50 брокерских фирм, 5 компаний, специализирующихся на размещение ценных бумаг, 6 инвестиционных фондов, и готовилось открытие первого агентства по оценке активов, многие из сотрудников которых долго жили и работали в Европе и США и вернулись на родину, почувствовав новые возможности, открываемые для них развитием египетского фондового рынка. По сообщениям местной прессы, в АРЕ существует нехватка квалифицированных специалистов по фондовому рынку, что ведет к "переманиванию" специалистов компаниями друг у друга. Инвестиции в развитие фондового рынка поступают как от местных банков, фондов и компаний, так и от арабских и международных инвестиционных организаций.

На рынке представлены компании как частного, так и общественного секторов. Общее количество зарегистрированных компаний на вторую половину 1995 г. составило 717. Интересно отметить, что подавляющую часть операций на вторичном рынке акций АРЕ - 83% от количества сделок, 76% от количества акций и 72% от рыночной стоимости - проводят с ценными бумагами промышленных предприятий, что несомненно связано с идущим процессом приватизации предприятий, который пока охватывает главным образом предприятия промышленности. При первичном же размещении новых эмиссий ценных бумаг промышленные предприятия сталкиваются с серьезными трудностями.

Стремительный подъем фондового рынка АРЕ и перспективы его развития в качестве регионального центра фондовой торговли вызывают повышенное внимание и интерес со стороны международных финансовых групп. Кроме традиционно активных в Египте инвесторов из стран Персидского Залива и Ливии к АРЕ присматриваются и западные фирмы. Объем инвестиций из неарабских стран в ценные бумаги Египетских предприятий в 1994 г. превысил 80 млн. ег. ф.

Наиболее активной из крупных западных фирм является "Киддер Пибоди и Ко", рассматривающая возможность создания в АРЕ инвестиционного фонда с капиталом в 50 млн. долл. США. Американская фондовая компания "Конкорд Нэшнл Инвестмент" совместно с крупным египетским банком МЫСР в августе 1995 г. объявила о создании инвестиционного фонда в 200 млн. ег. ф., при этом "Конкорд" будет только управлять фондом, получая определенную долю прибылей. К тому же компания будет продавать египетские ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже.

ЮНИДО в своем отчете о египетской экономики отмечала, что относительно впечатляющей была деятельность египетской фондовой биржи - появились новые совместные фонды, часть из которых была основана иностранными банками и инвестиционными компаниями, ценные бумаги ряда приватизируемых предприятий появились в продаже. С 1 октября 1994 египетская фондовая биржа принимает участие в международных сделках путем соглашения Управления по ценным бумагам с компанией Доу Джонс. Впервые в истории Египта Доу Джонс будет включать результаты египетской валютной биржи в свои сводки, а 150 стран через Доу Джонс будут проводить котировки. Любые египетские финансовые институты могут участвовать в услугах Доу Джонса.

В сентябре 1995 года, по словам председателя Управления по ценным бумагам Абдель Хамида Ибрагима, начала работать единая АСУ и информационная система фондовой биржи, а также система связи КФБ и АФБ с фондовыми рынками арабских стран. На первом этапе система связи устанавливалась с Тунисской и Марокканской биржами, позволявшая местным инвесторам приобретать акции египетских предприятий из своих стран по системе электронной связи. Далее эта система должна развиваться путем включения бирж Бахрейна, Кувейта, Омана и Иордании.

Вместе с тем египетский фондовый рынок сталкивается и с проблемами, свойственными периоду становления и роста молодых рынков. Например, пока еще ощущается недостаток ликвидности, заключающийся не только в возможности быстро продать, но и быстро купить акции. Вызывает опасения и то обстоятельство, что система контроля за рынком может создать возможности для "отмывания" иностранных криминальных денег. Кроме того, рынок остается достаточно узким. По состоянию дел на конец 1994 г. лишь около 40 видов акций можно было бы с полным основанием считать биржевым товаром, из которых по-настоящему надежными считались немногим более 20. Годовой оборот рынка не превышает 10% от общего его капитала, что очень мало по мировым стандартам. [См.: Brindle Simon. Mutual Benefits: Egypt's New Investment Funds under Scrunity."Business Monthly". December 1994. с.26.]

Вместе с тем в 1995 г. в рамках осуществляемой программы приватизации правительство планировало выпустить на рынок акций разных компаний на сумму более чем в 2,5 млрд. ег. ф., а по наиболее оптимистичным прогнозам УРЦБ и на 5 млрд. ег. ф. По мнению всех без исключения аналитиков, в 1995 г. египетский фондовый рынок ждали дальнейшие изменения, знаменующие собой качественный переход от формирующегося к окончательно сложившемуся (со всеми присущими ему атрибутами) устойчиво развивающемуся рынку ценных бумаг.

Первый кризис египетского фондового рынка

Давно ожидаемый выброс на рынок новых ценных бумаг приватизированных предприятий все задерживался правительством, не желавшим продавать крупные компании "по дешевке" и требовавшим проведения мероприятий по финансовой санации приватизировавшихся предприятий, а также печально знаменитым египетским бюрократизмом. Крупные фонды притаились в ожидании этих акций, оставив рынок мелким компаниям спекулятивного характера. Двухмесячное затишье не вызывало тревоги ни у фондов ни у УРЦБ. Для них более интересной была активность на первичном рынке ценных бумаг открытых частных предприятий.

В июле же произошла случайно или же, что более вероятно, целенаправленно синхронизация действий мелких игроков, игравших на понижение. Недостаточная гибкость больших компаний, ограниченных Законом No. 95 и концентрировавших свое внимание на ожидаемой приватизации, не позволила им противостоять "медведям", которые кроме того имели возможность обойти ограничения, достигнув негласного соглашения между брокерами, финансовыми группами и инвесторами. Интересно отметить в этой связи, что пять брокерских компаний весной 1995 г. приняли решение о создании первой ассоциации брокеров в стране в целях "урегулирования брокерской деятельности".

Вместе с тем более тщательное изучение состояния рынка позволяет говорить, что рано или поздно этот кризис должен был произойти. Технический анализ свидетельствует о том, что стоимость некоторых акции была завышена, а некоторых занижена. Например, была характерна очень низкая корреляция между рыночной стоимостью акций и дивидендами по ним, что свидетельствовало о незрелости рынка или о том, что он находился под сильным влиянием спекулятивных факторов. Таким образом, произошла, говоря словами одного из экспертов "ректификация" рынка, первая стадия его перехода в более равновесное состояние, когда рыночные законы должны начать действовать в большей мере. Руководство бирж и УРЦБ, проявив волю, смогли укротить спекулятивную стихию, вернув рынок в "бычье" состояние.

Таким образом, можно утверждать, что египетский фондовый рынок по многим структурным и системным свойствам представляет собой типичный развивающийся рынок. Одновременно элементный анализ дает основания предполагать, что в нем реализуются некоторые черты развитого рынка ценных бумаг.

Формально-структурные критерии позволяют также выделить весьма значимые различия в процессах корпоратизации, как они протекали в РФ и АРЕ. Прежде всего следует отметить, что в России подавляющее большинство предприятий являются акционерными обществами. Предприятия в виде частных компаний и полных товариществ не играют серьезной роли в экономической деятельности, в то время как в Египте их достаточно много. Таким образом, по крайней мере формально, российский рынок корпоративных ценных бумаг должен быть относительно шире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: