2. Экономическое развитие Италии в конце XIX ‒ начале XX в.
Пункт 1. К концу 1870 г. все итальянские земли были объединены в рамках централизованного государства. В плане государственного устройства единая Италия была конституционной монархией во главе с королем Виктором-Эммануилом II (1820 – 1878). Статут Сардинского королевства 1848 г. был признан в качестве конституции Италии. В ней провозглашались гарантии неприкосновенности личности и жилища и основные гражданские права, такие как свобода печати, собраний, равенство всех перед законом. Однако власти под предлогом охраны общественного порядка могли приостанавливать действие статей о свободах. Король санкционировал принятые парламентом законы; он имел право объявлять войну, заключать договоры, командовал вооруженными силами, руководил внешней политикой правительства, назначал и увольнял министров. При этом ответственность министров перед парламентом не была четко оговорена как конституционный принцип. Вокруг короля и его семьи группировались представители знатных дворянских родов, так называемая «партия двора». Не являясь официально оформленной политической партией, эта группировка вплоть до начала XX в. оказывала значительное влияние на политический курс правительства, особенно при назначении председателя совета министров, руководителей военных ведомств, высших чиновников. Но в политическом устройстве парламенту отводилась подчиненная по отношению к монарху роль. Верхняя палата парламента ‒ сенат ‒ формировалась королем из представителей духовенства, крупных земельных собственников, высших чиновников и членов королевской семьи. Сенаторы назначались пожизненно. Нижняя палата ‒ палата депутатов ‒ была выборной. Избирательным законом 1860 г. вводился высокий имущественный и образовательный ценз. К участию в выборах допускались лишь мужчины старше 25 лет, грамотные и платившие не менее 40 лир прямых налогов в год или же принадлежавшие к определенным профессиональным категориям, таким как чиновники, служащие и т.д. Поэтому из 27 млн. человек населения Италии право голоса имели только 2% жителей, т. е. около 600 тыс. человек.
В Италии долгое время не было политических партий как таковых. Их заменяли довольно расплывчатые политические группировки, не имевшие определенных программ и существовавшие только на парламентском уровне. С 1861 по 1876 гг. у власти находилась так называемая «правая», преемственно связанная с умеренным крылом национально-объединительного движения. Наиболее видными деятелями «правой» были Джованни Ланца (премьер-министр в 1869-1873 гг.), Марко Мингетти (премьер-министр в 1863-1864 и 1873-1876 гг.) и Квинтино Селла (министр финансов в ряде кабинетов). Другая группировка ‒ «левая» вобрала в себя последователей Мадзини и Гарибальди и бывших республиканцев. «Правая» в годы своего правления проводила политику свободы торговли. В начале 1860-х гг. было установлено единообразие таможенного режима итальянских земель и ликвидированы таможенные барьеры между ними. В 1862 г. была введена единая для всей страны монетная система с лирой в своей основе. В то же время «правая» активно использовала государственные рычаги для воздействия на определенные экономические процессы. Это в особенности касалось развития железнодорожного транспорта. Частным железнодорожным компаниям оказывалась щедрая финансовая поддержка из государственных средств. Также «правая» проводила жесткий курс на административную централизацию. Самоуправление коммун и провинций было сведено до минимума, практически вся власть на местах находилась в руках префектов, назначаемых королем и подчиненных министерству внутренних дел.
«Левая» в принципе стремилась свести вмешательство государства в экономическую жизнь к минимуму. В 1876 г. она нанесла «правой» поражение в парламенте и пришла к власти, сохранив ее до 1887 г. Новый кабинет министров возглавил лидер «левой» Агостино Депретис (1813 – 1887). Принадлежавшие государству железные дороги были в 1885 г. переданы в эксплуатацию трем компаниям, связанным с несколькими крупными банками. Уже в 1878 г. были введены протекционистские пошлины на ввоз в Италию готовых изделий и полуфабрикатов, колебавшиеся в пределах от 10 до 40 % их стоимости. На протяжении 80-х гг. протекционизм превратился в основополагающий принцип итальянской внешнеторговой политики. В 1887 г. система промышленного протекционизма была дополнена введением ввозных пошлин на пшеницу в размере 3 лир за центнер, вскоре увеличенных до 7,5 лир. «Левая» также осуществила ряд реформ: обязательному начальному образованию по закону 1877 г. придавался светский характер, в 1878 г. была введена гражданская регистрация браков. В 1882 г. была проведена избирательная реформа, которая увеличила число лиц, имеющих право голоса на выборах в палату депутатов до 2 млн. человек. Это произошло за счет снижения возрастного ценза до 21 года, снижения вдвое имущественного ценза и его возможной замены цензом образовательным, т.е. умением читать и писать.
В 1887 г. после смерти Депретиса правительство возглавил Франческо Криспи (1818 – 1901), остававшийся на этом посту вплоть до 1896 г., за исключением 1891 – 1893 гг. (Антонио Рудини и Джолитти). К моменту, когда Криспи занял пост премьера, «левая» как правящая сила практически уже исчерпала себя и сами прежние политические разграничения, постепенно стирались и утратили былое значение. Во внутренней политике Криспи с самого начала встал на путь усиления правительственной власти в ущерб власти парламента. В нарушение традиции он занял в правительстве сразу три важнейших поста: премьера, министра иностранных дел и министра внутренних дел. Началось наступление на гражданские свободы: закон 1889 г. ограничил конституционное право собраний, поставив его осуществление в зависимость от санкции префектов и полицейских властей. С принятием в 1889 г. нового уголовного кодекса было пересмотрено ранее действовавшее законодательство о забастовках. Формально преступным актом стало считаться применение забастовщиками насилия или угроз. В 1893-1894 гг. войсками было жестоко подавлено крестьянское восстание на Сицилии. Вслед за этим Криспи провел ряд новых законов, которые запрещали все существовавшие в стране рабочие организации. Удар был направлен прежде всего против Итальянской социалистической партии, созданной в 1895 г. У ее истоков стояли адвокат Филиппо Турати (1857 – 1932) и эмигрантка из России Анна Кулишова (1853 – 1925), связанная с первой русской марксистской организацией «Освобождение труда». ИСП стала первой в стране политической партией в собственном смысле слова, центром притяжения левых оппозиционных сил и уже в 90-е годы приобрела значительное влияние.
При приемниках Криспи Антонио Рудини и Луиджи Пеллу вновь резко обострилась социальная напряженность. В 1897-1898 гг. всю страну охватили массовые народные выступления в связи с дороговизной продуктов питания. Кульминацией этого движения стали события в Милане мае 1898 г., где столкновения между рабочими и полицией переросли в продолжавшееся пять дней восстание с баррикадными боями. Милан был объявлен на осадном положении, против восставших рабочих использовались воинские части и артиллерия. В итоге парламентские выборы, состоявшиеся в июне 1900 г. принесли победу оппозиции (социалисты, республиканцы, радикалы) над правительственным лагерем. Вскоре после выборов в результате покушения анархиста Гаэтано Бреши был убит король Умберто I. Его приемником стал сын Виктор Эммануил III, правивший до 1947 г.
С приходом к власти в начале 1901 г. правительства Джузеппе Дзанарделли явственно обозначилась тенденция в сторону либерализации политического курса. Виднейшую роль в кабинете играл занявший пост министра внутренних дел Джованни Джолитти (1842 – 1928). С 1903 г. он возглавил кабинет министров и с перерывами оставался у власти вплоть до начала Первой мировой войны. Прошедший под знаком его реформаторской деятельности предвоенный период итальянской истории обычно называют «либеральной эрой Джолитти». Он выступил за признание законного характера деятельности профсоюзов и свободы стачек, провозгласив принцип невмешательства государства в трудовые конфликты между рабочими и предпринимателями. На протяжении 1901 ‒ 1904 гг. по инициативе Джолитти началось проведение реформ в социальной сфере. В частности, был повышен минимальный возраст детей, допускаемых к работе на промышленных предприятиях 9 до 12 лет и в шахтах с 10 до 14 лет. На детей в возрасте до 12 лет было распространено обязательное школьное обучение в объеме 6 классов. До 12 часов был ограничен рабочий день женщин-работниц, вводились льготы по беременности, а женский труд в шахтах запрещался полностью. Подтверждался обязательный характер страхования рабочих на случай производственных травм.
Джолитти стремился сделать опорой правительственной политики те фракции парламента, которые в конце 1890-х годов совместно выступили против чрезвычайных мер кабинета Пеллу, в том числе так называемую «Крайнюю левую» (республиканцы, радикалы, социалисты). В 1901 г. именно их голосами получил вотум доверия кабинет Дзанарделли. Участие в парламентской поддержке кабинета левых партий, было важным политическим новшеством «либеральной эры». Реформы в области трудового законодательства продолжились введением в 1907 г. еженедельного воскресного отдыха для рабочих. В то же время правительство Джолитти расширило сферу, в которой действовал запрет на стачки. В 1907 г. он был специальным законом подтвержден для персонала железных дорог, а по закону 1908 г. о государственных служащих распространен на все их категории, хотя тем же законом признавалось право государственных служащих на профессиональную организацию. В 1912 г. был принят закон о государственной монополии страхования жизни с обращением доходов от нее в фонд пенсий по старости и инвалидности. Тогда же по новому избирательному закону право голоса получали мужчины в возрасте с 21 до 30 лет, если были грамотными или отслужили действительную службу в армии, а после 30 лет ‒ без этих ограничений. В результате избирательный корпус увеличился с 3,5 до 8 млн. чел. Тем же законом было установлено жалование депутатам парламента.
Пункт 2. Объединение Италии ускорило эволюцию ее экономики в буржуазном направлении. Уничтожение внутренних таможенных барьеров и введение единой денежной системы способствовало оживлению товарооборота между отдельными областями страны. Особенно важное значение в этом плане имело широко развернувшееся железнодорожное строительство. К 1900 г. общая протяженность железных дорог достигла почти 16 тыс. км. На этом их строительство в Италии практически завершилось, поскольку экономической потребности в прокладке новых линий уже не было. При нехватке в Италии собственных денежных средств значительным был их приток из-за границы. С участием сначала французского и английского, а позже германского капитала создавалась итальянская банковская система. Частный капитал, вкладывавшийся в строительство железных дорог, в 60-е годы также был преимущественно иностранного происхождения. Благодаря расширению рынка до общенациональных масштабов и развитию новых средств сообщения ускорилось отделение промышленности от земледелия и переход от ремесла и мануфактуры к фабрике. Но фабричное машинное производство стало господствующим не ранее конца XIX в.
Несмотря на развитие промышленности Италия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной, 60% населения страны были заняты в сельском хозяйстве. На его долю в создании национального дохода приходилось в последней трети XIX в. почти 58%. В процессе национального объединения произошло существенное перераспределение земельной собственности, но всецело в интересах буржуазии, без посягательства на латифундии и в ущерб крестьянству. Латифундия – это крупное частнособственническое земельное владение, с использованием полуфеодальных форм труда.
Утверждение капиталистических отношений в сельском хозяйстве шло крайне неравномерно. В Северной Италии, особенно в Ломбардии (столица региона – Милан) и Пьемонте (столица региона – Турин) капиталистический уклад был господствующим. Здесь землевладельцы из числа буржуазии и дворян использовали в своих хозяйствах наемный труд, механизацию, достижения агротехники и ориентировались на производство продукции для продажи. В центральных областях (Тоскана – Флоренция, Умбрия – Перуджа, Марке – Анкона) господствовал аграрный строй, в виде испольщины, при которой арендная плата за землю составляла половину урожая. Наконец, южная часть континентальной Италии и острова Сицилия и Сардиния были зоной латифундий, где полновластным хозяином деревни оставался крупный помещик, эксплуатировавший крестьян полукрепостническими методами.
К моменту объединения Италии Юг, существенно уступал Северу по уровню своего экономического развития. Тяжесть налогов ощущалась на Юге гораздо сильнее, чем в других частях страны. По налоговым каналам свободные капиталы Юга выкачивались практически полностью. Огромные масштабы приобрело ростовщичество. Гнет латифундистов и ростовщиков вынуждал крестьян эмигрировать, главным образом, в Америку. В 1901 ‒ 1909 гг. среднегодовое число эмигрантов приблизилось к 300 тыс. Постоянная социальная напряженность на Юге толкала центральную власть к широкому использованию в этом регионе репрессивных мер, таких как карательные экспедиции и введение режима осадного положения. В условиях цензовой избирательной системы жители Юга оказывались ущемленными и в своем праве на политическое представительство в парламенте. Таким образом, в Италии возник целый комплекс проблем, обобщенно именуемый «южным вопросом».
К началу XX в. в Италии сложилась передовая по тому времени крупная промышленность. По темпам роста продукции (в 1896 ‒ 1908 гг. ‒ в среднем на 6,7% в год) она занимала одно из первых мест в Европе. За 1901 ‒ 1913 гг. объем промышленного производства увеличился на 87%. Качественный скачок в развитии итальянской промышленности был достигнут, прежде всего, за счет новых отраслей. Одной из них, было производство электроэнергии, выросшее за 1900 ‒ 1908 гг. более чем в 7 раз. Итальянские гидроэлектростанции в начале XX в. считались самыми крупными и лучшими по уровню в Европе. Исключительно быстро развивалось производство автомобилей. В этой области Италия успешно конкурировала с другими странами. Модернизировалась черная металлургия.
В условиях промышленного подъема среди акционерных обществ стали выделяться крупнейшие, претендующие на монопольное положение в отрасли ‒ ФИАТ в автомобилестроении, «Эдисон» в электроэнергетической отрасли, «Пирелли» в производстве резины, «Ильва» (1905) в производстве чугуна и стали, «Бреда» в производстве вооружений. Государство в годы «либеральной эры» Джолитти активно поощряло процесс монополизации с помощью протекционистских таможенных тарифов, предоставления ведущим компаниям льготных условий добычи сырья или выгодных правительственных заказов. Однако реформы Джолитти ощутимо продвигали вперед Северную Италию с ее динамично развивавшейся промышленностью и сильными рабочими организациями и не затрагивали все более отстававший в своем развитии Юг. Здесь и в начале XX в. сохранялись засилье крупных помещиков, отношения типа клиентелы, т. е. личной зависимости от влиятельных персон, всевластие отдельных группировок, нередко связанных с мафией и другими преступными сообществами. При этом 60 % промышленной продукции производилось в текстильной, пищевой и табачной промышленности. Огромное число предприятий походило на мастерские ремесленного типа. В 1911 г. лишь 7 % предприятий (3312 из 244000) насчитывали от 100 до 1000 рабочих.
В 1907 – 1908 гг. был принят ряд законов, относившихся к отдельным областям Юга и предусматривавших прокладку дорог, строительство портов, сооружение системы водоснабжения в Апулии (столица региона – Бари), развитие промышленности в Неаполе и т.д., выделены средства на оказание помощи населению в связи с постигшими Юг стихийными бедствиями ‒ землетрясениями в Калабрии в 1905 г., извержение Везувия в 1906 г., мессинское землетрясение 1908 г. Тем не менее, подобные меры были недостаточны для выведения из кризиса этой области Италии.