Государственный строй и политическая борьба в Италии в 1870 – 1914 гг

2. Экономическое развитие Италии в конце XIX ‒ начале XX в.

Пункт 1. К концу 1870 г. все итальянские земли были объединены в рамках централизованного государства. В плане государственного устройства единая Италия была конституционной монархией во главе с королем Виктором-Эммануилом II (1820 – 1878). Статут Сардинского королевства 1848 г. был признан в качестве конституции Италии. В ней провозглашались гарантии неприкосновенности личности и жилища и основные гражданские права, такие как свобода печати, собраний, равенство всех перед законом. Однако власти под предлогом охраны общественного порядка могли при­останавливать действие статей о свободах. Король санкционировал принятые парламентом законы; он имел право объявлять войну, заключать дого­воры, командовал вооруженными силами, руководил внешней политикой правительства, назначал и увольнял министров. При этом ответственность министров перед парламентом не была четко оговорена как конституционный принцип. Вокруг короля и его семьи группировались представители знатных дворянских родов, так называемая «партия двора». Не являясь официально оформленной политической пар­тией, эта группировка вплоть до начала XX в. оказывала зна­чительное влияние на политический курс правительства, особенно при назначении председателя совета министров, руководите­лей военных ведомств, высших чиновников. Но в политичес­ком устройстве парламенту отводилась подчиненная по отноше­нию к монарху роль. Верхняя палата пар­ламента ‒ сенат ‒ формировалась королем из представителей духовенства, крупных земельных собственников, высших чиновников и членов королевской семьи. Сенаторы назначались пожизненно. Нижняя палата ‒ палата депутатов ‒ была выборной. Избира­тельным законом 1860 г. вводился высокий имущественный и образовательный ценз. К участию в выборах допускались лишь мужчины старше 25 лет, грамотные и платившие не менее 40 лир прямых налогов в год или же принадлежавшие к определенным профессиональным категориям, таким как чиновники, служащие и т.д. Поэтому из 27 млн. человек населения Италии право голоса имели только 2% жителей, т. е. около 600 тыс. человек.

В Италии долгое время не было политических партий как таковых. Их заменяли довольно расплывчатые политические группировки, не имевшие определенных программ и существо­вавшие только на парламентском уровне. С 1861 по 1876 гг. у власти находилась так называемая «правая», преемственно связанная с умеренным крылом национально-объединительного движения. Наиболее видными деятелями «правой» были Джованни Ланца (премьер-министр в 1869-1873 гг.), Марко Мингетти (премьер-министр в 1863-1864 и 1873-1876 гг.) и Квинтино Селла (министр финансов в ряде кабинетов). Другая группировка ‒ «левая» во­брала в себя последователей Мадзини и Гарибальди и бывших республиканцев. «Правая» в годы своего правления проводила политику свобо­ды торговли. В начале 1860-х гг. было установлено единообразие таможенного режима итальянских земель и ликвидированы таможенные барьеры между ними. В 1862 г. была введена единая для всей страны монетная система с лирой в своей основе. В то же время «правая» активно использовала государствен­ные рычаги для воздействия на определенные экономические процессы. Это в особенности касалось развития железнодорожного транспорта. Частным железнодорожным компаниям оказывалась щедрая финансовая поддержка из государственных средств. Также «правая» проводила жесткий курс на административную централизацию. Самоуправление коммун и провинций было сведено до минимума, практически вся власть на местах находилась в руках префектов, назначаемых королем и подчиненных министерству внутренних дел.

«Левая» в принципе стремилась свести вмешательство госу­дарства в экономическую жизнь к минимуму. В 1876 г. она нанесла «правой» поражение в парламенте и пришла к власти, сохранив ее до 1887 г. Новый кабинет министров возглавил лидер «левой» Агостино Депретис (1813 – 1887). Принадлежавшие государству желез­ные дороги были в 1885 г. переданы в эксплуатацию трем компа­ниям, связанным с несколькими крупными банками. Уже в 1878 г. были введены протекционистские пошлины на ввоз в Италию готовых изделий и полуфабрикатов, колебавшиеся в пределах от 10 до 40 % их стоимости. На протяжении 80-х гг. протекционизм превратился в основополагающий принцип итальянской внешнеторговой политики. В 1887 г. система промышленного протекционизма была допол­нена введением ввозных пошлин на пшеницу в размере 3 лир за центнер, вскоре увеличенных до 7,5 лир. «Левая» также осуществила ряд реформ: обязательному начальному образованию по закону 1877 г. придавался светский характер, в 1878 г. была введена гражданская регистрация браков. В 1882 г. была проведена избирательная реформа, которая увеличила число лиц, имеющих право голоса на выборах в палату депутатов до 2 млн. человек. Это произошло за счет снижения возрастного ценза до 21 года, снижения вдвое имущественного ценза и его возможной замены цензом образовательным, т.е. умением читать и писать.

В 1887 г. после смерти Депретиса правительство возглавил Франческо Криспи (1818 – 1901), остававшийся на этом посту вплоть до 1896 г., за исключением 1891 – 1893 гг. (Антонио Рудини и Джолитти). К моменту, когда Криспи занял пост премьера, «левая» как правящая сила практически уже исчерпала себя и сами прежние политические разграничения, постепенно стирались и утратили былое значение. Во внутренней политике Криспи с самого начала встал на путь усиления правительственной власти в ущерб власти парла­мента. В нарушение традиции он занял в правительстве сразу три важнейших поста: премьера, министра иностранных дел и мини­стра внутренних дел. Началось наступление на гражданские сво­боды: закон 1889 г. ограничил конституционное право собраний, поставив его осуществление в зависимость от санкции префектов и полицейских властей. С принятием в 1889 г. нового уголовного кодекса было пересмотрено ранее действовавшее законодательство о забастовках. Формально преступным актом стало считаться применение забастовщиками насилия или угроз. В 1893-1894 гг. войсками было жестоко подавлено крестьянское восстание на Сицилии. Вслед за этим Криспи провел ряд новых законов, которые запрещали все существовавшие в стране рабочие организации. Удар был направлен прежде всего против Итальянской социалистической партии, созданной в 1895 г. У ее истоков стояли адвокат Филиппо Турати (1857 – 1932) и эмигрантка из России Анна Кулишова (1853 – 1925), связанная с первой русской марксистской организацией «Освобождение труда». ИСП стала первой в стране политической партией в собственном смысле слова, центром притяжения левых оппозиционных сил и уже в 90-е годы приобрела значительное влияние.

При приемниках Криспи Антонио Рудини и Луиджи Пеллу вновь резко обострилась соци­альная напряженность. В 1897-1898 гг. всю страну охватили массовые народные выступления в связи с дороговиз­ной продуктов питания. Кульминацией этого движения стали со­бытия в Милане мае 1898 г., где столкновения между рабочими и полицией переросли в продолжавшееся пять дней восстание с баррикадны­ми боями. Милан был объявлен на осадном положении, против вос­ставших рабочих использовались воин­ские части и артиллерия. В итоге парламентские выборы, состоявшиеся в июне 1900 г. принесли победу оппозиции (социалисты, республиканцы, радикалы) над правительственным лагерем. Вскоре после выборов в результате покушения анархиста Гаэтано Бреши был убит король Умберто I. Его приемником стал сын Виктор Эммануил III, правивший до 1947 г.

С при­ходом к власти в начале 1901 г. правительства Джузеппе Дзанарделли явственно обозначилась тенденция в сторону либерали­зации политического курса. Виднейшую роль в кабинете играл занявший пост министра внутренних дел Джованни Джолитти (1842 – 1928). С 1903 г. он возглавил кабинет министров и с перерывами оставался у влас­ти вплоть до начала Первой мировой войны. Прошедший под знаком его реформаторской деятельности предвоенный период итальянской истории обычно называют «либеральной эрой Джолитти». Он выступил за призна­ние законного характера деятельности профсоюзов и свободы стачек, провозгласив принцип невмешательства государства в трудовые конфликты между рабочими и предпринимателями. На протяжении 1901 ‒ 1904 гг. по инициативе Джолитти на­чалось проведение реформ в социальной сфере. В частности, был повышен минимальный возраст детей, допускаемых к работе на промыш­ленных предприятиях 9 до 12 лет и в шахтах с 10 до 14 лет. На детей в возрасте до 12 лет было распростране­но обязательное школьное обучение в объеме 6 классов. До 12 часов был ограничен рабочий день женщин-работниц, вводились льготы по беремен­ности, а женский труд в шахтах запрещался полностью. Подтверждался обязательный характер страхования рабочих на случай производственных травм.

Джолитти стремился сделать опорой правительственной по­литики те фракции парламента, которые в конце 1890-х годов совместно выступили против чрезвычайных мер кабинета Пеллу, в том числе так называемую «Крайнюю левую» (республиканцы, радикалы, социалисты). В 1901 г. именно их голосами получил вотум доверия кабинет Дзанарделли. Участие в парламент­ской поддержке кабинета левых партий, было важным политическим новшеством «либеральной эры». Реформы в области трудового законодательства продолжились введением в 1907 г. еженедельного воскресного отдыха для рабочих. В то же время правительство Джолитти расширило сферу, в которой действовал запрет на стачки. В 1907 г. он был специальным законом подтвержден для персонала же­лезных дорог, а по закону 1908 г. о государственных служащих распространен на все их категории, хотя тем же законом призна­валось право государственных служащих на профессиональную организацию. В 1912 г. был принят закон о государственной монополии страхования жизни с обра­щением доходов от нее в фонд пенсий по старости и инвалид­ности. Тогда же по новому избирательному закону право голоса получали мужчины в возрасте с 21 до 30 лет, если были грамотными или отслу­жили действительную службу в армии, а после 30 лет ‒ без этих ограничений. В результате избирательный корпус увеличился с 3,5 до 8 млн. чел. Тем же законом было установлено жалование депутатам парламента.

Пункт 2. Объединение Ита­лии ускорило эволюцию ее экономики в буржуазном направле­нии. Уничтожение внутренних таможенных барьеров и введение единой денежной системы способствовало оживлению товарооборота между отдельными об­ластями страны. Особенно важное значение в этом плане имело широко развернувшееся железнодорожное строительство. К 1900 г. общая протяженность железных дорог достигла почти 16 тыс. км. На этом их строительство в Италии практически завершилось, поскольку экономической потребности в прокладке новых линий уже не было. При нехватке в Италии собственных денежных средств значительным был их приток из-за границы. С участием сначала французского и англий­ского, а позже германского капитала создавалась итальянская банковская система. Частный капитал, вкладывавшийся в стро­ительство железных дорог, в 60-е годы также был преимущественно иностранного происхождения. Благодаря расширению рынка до общенациональных масшта­бов и развитию новых средств сообщения ускорилось отделение промышленности от земледелия и переход от ремесла и мануфак­туры к фабрике. Но фабричное машинное производство стало господствующим не ранее конца XIX в.

Несмотря на развитие промышленности Италия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной, 60% населения страны были заняты в сельском хозяйстве. На его долю в создании национального дохода приходилось в последней трети XIX в. почти 58%. В процессе национального объединения произошло сущест­венное перераспределение земельной собственности, но всецело в интересах буржуазии, без посягательства на латифундии и в ущерб крестьянству. Латифундия – это крупное частнособственническое земельное владение, с использованием полуфеодальных форм труда.

Утверждение капиталистических отношений в сельском хозяйстве шло крайне неравномерно. В Северной Италии, особен­но в Ломбардии (столица региона – Милан) и Пьемонте (столица региона – Турин) капиталистический уклад был господствующим. Здесь землевладельцы из числа буржуазии и дворян использовали в своих хозяйствах наемный труд, механизацию, достижения агротехники и ориентировались на производство продукции для продажи. В центральных областях (Тоскана – Флоренция, Умбрия – Перуджа, Марке – Анкона) господ­ствовал аграрный строй, в виде испольщины, при которой арендная плата за землю составляла половину урожая. Наконец, южная часть континентальной Италии и острова Сицилия и Сардиния были зоной лати­фундий, где полновластным хозяином деревни оставался крупный помещик, эксплуатировавший крестьян полукрепостническими методами.

К моменту объединения Италии Юг, существенно уступал Северу по уровню своего экономического развития. Тяжесть налогов ощущалась на Юге гораздо силь­нее, чем в других частях страны. По налоговым каналам свободные капиталы Юга выкачивались практически полностью. Огромные масштабы приобрело ростовщичество. Гнет латифундистов и ростовщиков вынуждал крестьян эмигрировать, главным об­разом, в Америку. В 1901 ‒ 1909 гг. среднегодовое число эмигрантов приблизилось к 300 тыс. Постоянная социальная напряженность на Юге толкала цент­ральную власть к широкому использованию в этом регионе реп­рессивных мер, таких как карательные экспедиции и введение режима осад­ного положения. В условиях цензовой избирательной системы жители Юга оказывались ущемленными и в своем праве на политическое представительство в парламенте. Таким образом, в Италии возник целый комплекс проблем, обобщенно именуемый «южным вопросом».

К началу XX в. в Италии сложилась передовая по тому времени крупная промышленность. По темпам роста продукции (в 1896 ‒ 1908 гг. ‒ в среднем на 6,7% в год) она занимала одно из первых мест в Европе. За 1901 ‒ 1913 гг. объем промышленного производства увели­чился на 87%. Качественный скачок в развитии итальянской промышлен­ности был достигнут, прежде всего, за счет новых отраслей. Од­ной из них, было производство электроэнергии, выросшее за 1900 ‒ 1908 гг. более чем в 7 раз. Итальянские гидроэлектростанции в начале XX в. считались самыми круп­ными и лучшими по уровню в Европе. Исключительно быст­ро развивалось производство автомобилей. В этой области Италия успешно конкурировала с другими странами. Модернизировалась черная металлургия.

В условиях промышленного подъема среди акционерных об­ществ стали выделяться крупнейшие, претендующие на моно­польное положение в отрасли ‒ ФИАТ в автомобилестроении, «Эдисон» в электроэнергетической отрасли, «Пирелли» в производстве ре­зины, «Ильва» (1905) в производстве чугуна и стали, «Бреда» в производстве вооружений. Государство в годы «либеральной эры» Джолитти активно поощряло процесс монополизации с помощью протекционистских таможенных тарифов, предоставления ведущим компаниям льготных условий добычи сырья или выгодных правительственных заказов. Однако реформы Джолитти ощутимо продвигали вперед Северную Италию с ее динамично развивавшейся промышленностью и сильными рабочими организациями и не затрагивали все более отстававший в своем разви­тии Юг. Здесь и в начале XX в. сохранялись засилье крупных помещиков, отношения типа клиентелы, т. е. личной зависимости от влиятельных персон, всевластие отдельных группировок, нередко связанных с мафией и дру­гими преступными сообществами. При этом 60 % промышленной продукции производилось в текстильной, пищевой и табачной промышленности. Огромное число предприятий походило на мастерские ремесленного типа. В 1911 г. лишь 7 % предприятий (3312 из 244000) насчитывали от 100 до 1000 рабочих.

В 1907 – 1908 гг. был принят ряд законов, от­носившихся к отдельным областям Юга и предусматривавших прокладку дорог, строительство портов, сооружение системы во­доснабжения в Апулии (столица региона – Бари), развитие промышленности в Неаполе и т.д., выделены средства на оказание помощи населению в связи с постигшими Юг стихийными бедствиями ‒ землетрясениями в Ка­лабрии в 1905 г., извержение Везувия в 1906 г., мессинское землетрясение 1908 г. Тем не менее, подобные меры были недостаточны для выведения из кризиса этой области Италии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: