П.3. Архитектура. Скульптура

П.1. Религия. Философия. Литература.

Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (политеизм (от греч. — бог) — многобожие, вера во многих богов.)

По представлениям древних греков, первоначально существовал Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было по­рождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана — титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном — Зевсом. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера — владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предос­тавил во владение море, а другому брату — Аиду — подземное царство.

Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз (в греческой мифологии — дочери Зевса и Мнемосины, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа — лирической поэзии, Клио — истории, Талия — комедии, Мельпомена— трагедии, Терпсихора — танцев, Эрато — любовной поэзии, Полигимния — гимнов, Урания — астрономии, Каллиопа — эпической поэзии) — покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости — Афина, богом огня и кузнечного мастерства — Гефест, войны — Арес.

Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога-покровителя: Де-
метра
покровительствовала земледелию, Афина — ткачеству, Дионис — виноде­лию. Гермес — торговле и ворам и т. д.

Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и мест­ные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распростране­ны всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивав­шиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олим­пийские игры — спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года): Истмийские — в честь Посейдона, проводившиеся под Корин­фом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древне­греческой культуры — агонистика («борьба» — стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязани­ям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает прак­тически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное — превзойти остальных, стать лучшим. Образо­ванный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греции была Иония (запад­ное побережье Малой Азии), именно там возникла первая философская сис­тема античности — натурфилософия. Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (ок. 624—546 гг. до н. э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585— 525 до н. э.) — воздух, Анаксимандр (ок. 611—546 до н. э.) — апейрон (беспре­дельное), т. е. первоматерию с ее противоположными началами — твердым и жидким, теплым и холодным. Исследованием первопричины мира занима­лись и другие философы архаической эпохи.

Пифагор (ок. 540—500 до н. э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554—483 до н. э.), считавший первоос­новой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе проис­ходят вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Боль­шой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем которой был Парменид Элейский (ок. 540—480 до н. э.), сфор­мулировавший принцип тождества мышления и бытия.

Считая разум, а не ощущения источником

познания, множественность вещей, их движение

он объяснял обманом органов чувств.

Литературное творчество издавна существовало в

Греции в устной форме: эпос, трудовые песни,

басни и прочее, что подготовило появление

гомеровских «Илиады» и «Одиссеи» — первых

греческих ли­тературных произведении, причем

настолько совер­шенных, что до сих пор эти поэмы

являются вели­чайшими достижениями мировой

литературы, хотя созданы они были в VIII в.

до н. э.

К этому же времени относится и творчество Гесиода, написав­шего поэмы «Теогония» (т. е. родословная богов)

и «Труды и дни», впервые отразившую личность само­го автора, его жизнь. В литературе эпохи архаики ведущая роль по­степенно переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н. э.), Сафо (Сапфо} (ок. 610 — ок. 580 до н. э.), Алкея (рубеж VII—VI вв. до н. э.), Феогнида Мегарского (2-я пол VI в. до н. э.), Анакреонта (2-я пол. VI в. до н. э.). Сочинения лирических поэтов обычно декламировались нараспев и сопровождались игрой на лире.

В центре лирики Сафо — темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Стих Сафо отличается метрическим разнообразием, выделяется стро­фа, названная по имени поэтессы «сапфической»:

Тот, кто прекрасен, — добр.

А тот, кто добр, — скоро станет прекрасным.

К VI в. до н. э. как особый жанр греческой литературы оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (понятие «эзопов язык» вошло в нашу речь и означает завуалированное высказывание). Создателя басенного жанра Эзопа легенды рисуют хромым рабом, юродивым, народным мудрецом, безвинно сброшенным со скалы.

Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи, в частности, в Новое время в переложениях Ж. де Лафонтена (1621—1695), И.А. Крылова (1769—1844) и др. Один из известнейших афоризмов Эзопа:

Не поймав, цыплят не сосчитаешь.

П.2. Становление античного театра.

В VIII—VI вв. до н. э. зарождаются греческая историография, а также гречес­кий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица — актера.

В Греции существовало два культа богов: Деметры (плодородия) и Диониса (Вакха, виноделия). Праздник этого цикла сочетали в себе две стороны:

1) страстную историю (рождение, страдания, смерти);

2) карнавальную сторону этого культа (это праздник).

Древний миф повествует о том, как однажды Диониса, оставленного Зевсом на Олимпе, растерзали титаны, которые хотели свергнуть и самого Зевса. Несмотря на то что Афина возродила Диониса, налёт этого предания сохранился: полагали, что подражая Дионису, можно добиться очищения и возрождения, испытав то же страдание, которое пережил бог. Отсюда берёт свои корни то, что в современном смысле слова и именуется трагедией, - драматическое повествование о страдании кого-либо.

В Дионисийских торжествах особое место занимал дифирамб – восторженная, экстатическая песня. Чтобы ощущать себя «ещё ближе» к Дионису, а следовательно, походить на его спутников – сатиров, полулюдей – полукозлов, участники натягивали на голову козлиные маски.

Трагедии возникли из хоровой песни, в которой ведущая партия принадлежала одному человеку – хорегу. В 534 году до н.э. приглашённый Соломоном на афинские Большие Дионисии поэт Феспид продемонстрировал интересное нововведение: хорег, получив костюм одного из персонажей, исполнял партию от лица этого героя. Хор выражал своё отношение к его песне – согласие, несогласие, сочувствие.

Ветви, по которым стало развиваться античное театральное искусство:

1. Культовая драма (культ Деметры) связана с элевсимскими мистериями. Они были религиозны и разделялись на малые циклы, которые проходили ежегодно весной, и великие, осенью, в дни равноденствия, 1 раз в пять лет.

Эта культовая драма имела поверхностный слой: обряд, культ;

И философский: душа, воскрешение. Это были элементы театра, а не сам театр.

2. Возникновение театра приписывают культу Диониса, когда появляется маска, ряженые и в нём присутствует карнавальная сторона.

Возникает три вида:

1) трагедия (отражает страстную сторону);

2) комедия (карнавальная сторона культа);

3) сатировская драма (заключение представления трагедии и переход к комедии).

В нём присутствуют песни и танцы и возникает между ними диалог это первый элемент, из которого возникает действие, следовательно, театр.

Сначала это импровизация, затем фиксированный (т.е. литературный),. В танцах возникает культура жеста и движения.

Это было массовое зрелище, следовательно, возникает место, постройка, т.е. театр.

Греческие театральные маски – довольно сложные приспособления. Помимо красочности им надлежало усиливать голос актёра. Поэтому в деревянный или глиняный корпус вставлялся специальный резонатор, который, сочетаясь с прекрасной акустикой большинства греческих театров, доводил до зрителей последних рядов речь персонажа. Маски изображали различные чувства и состояния героя. Для каждого персонажа существовало несколько видов масок.

Театральные маски

 

Статуэтки актёров с гротескными масками.

IV в. до н.э. В афинских комедиях

излюбленные персонажи - рабы и слуги.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетичес­кий идеал прекрасного телом и духом гражда­нина полиса. В это время появляются два ос­новных типа одиночной скульптуры — обна­жженного юноши (курос) и задрапированной жен­щины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой.

Статуя куроса. VI в. до н. э.

Национальный музей, Афины.

Статуя коры.VI в. до н. э.

Музей афинского Акрополя.

Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в ар­хаическом искусстве, обладает некоторыми чер­тами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

К VI в. оформляется архитектурный ордер

в его дорическом и ионическом вариантах.

Су­ровому, несколько тяжеловесном

дорическому стилю соответствует строгая, геометрически пра­вильная капитель колонны.

В ионическом, более пышном, стиле колонна

наряду с чисто функци­ональной несет и

декоративную нагрузку, для нее характерны

капитель с завитками-волютами, более

сложный цоколь, сама она гораздо изящнее

дорической колонны. В период архаики

утверждается синтез ар­хитектуры и скульптуры

— храмы снаружи украшаются рельефами,

внутри ставят­ся статуи богов, которым

посвящены храмы.

Греческа керамика эпохи ар­хаики

поражает богатством и раз­нообразием

форм, красотой жи­вописного

оформления. Около 700 г. до н. э.

гончары из Ко­ринфа придумали

чернофигурную технику росписи сосудов,

в ко­торой неглазурованная красная глина

раскрашивалась в черный цвет и

расписывалась мифоло­гическими или

батальными сце­нами.

Около 530 г. до н. э. афин­ские гончары предложили пря­мо противоположный процесс и создали более сложную по изготовлении краснофигурную керамику, росписи которой отличались более тщательной прорисовкой и разработкой деталей, и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обы­денной жизни людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: