double arrow

Судопроизводство

Право.

В IX-XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, происходит замена пле­менных обычаев местными обычаями (кутюмами).

В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источ­ником права.

Обычаи складывались в устной форме. Отсюда север Фран­ции носит название«страны неписаного права».Юг же опреде­лялся как «страна писаного права», так как там действовало римское право, приспособленное к новым условиям.

Источником права, вносившим единообразие, было римское право. Если на юге оно выступало в качестве основного источ­ника права, то на севере оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции Римское право восприни­малось как источник «писаного разума».

Типичным примером того, как римское право распространя­лось на территории государства, является «Книга правосудия» из Орлеана (1260) В ней использовались положения права, осно­ванные на дигестах Ульпиана. Римское право повсеместно изу­чали, с учетом общих норм римского права решались сложные юридические казусы.

Церковь же стремилась не допустить широкого применения римского права и расширить сферу действия канонического пра­ва. Это противоборство закончилось поражением церкви.

С усилием власти королей римское право получило широкое признание, происходила его рецепция. Одновременно возраста­ло значение королевских актов: эдиктов, деклараций, ордонан­сов. Эдикт - указ короля, декларация, чаще всего форма толко­вания действующих законов. В период абсолютизма наиболь­шую силу имели королевские эдикты и ордонансы.

Рецепция римского права не означала его восстановления. Она восполняла пробелы в праве. Феодализм наложил отпеча­ток на применение многих норм римского частного права.

Феодальная основа права наиболее ярко проявил ась в том, что оно закрепляло исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю.

Аллод - форма земельной собственности, не обусловленная несением каких-либо обязанностей (земля свободно отчужда­лась и передавалась по наследству), бьша характерна лишь для раннего Средневековья.

С развитием феодализма основной формой права на землю стало держание, полученное от вышестоящего владельца и свя­занное целым рядом условий. Первые держания были в форме бенефиция. Оно по наследству не передавалось и со смертью владельца возвращалось собственнику.

В IX в. бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х в. феодом, леном, фьефом. Феод утверждается в качестве основной и практически единственной формы по­земельной собственности. В основе его лежали вассальные свя­зи. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограни­чен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сень­ора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, переда­вать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство необходима была уплата специальной пошлины.

Существовали и крестьянские (неблагoродные) свободные дер­жания (цензива). Цензива - это наследственное крестьянское вла­дение земельным участком с обязанностью нести повинности в пользу сеньора.

Держатель (цензитарий) выплачивал феодалу фик­сированную ренту. Цензива предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при переходе по наследству уплачивался определенный налог.

Главное отличие цензивы от феода в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цен­зивы - ее плательщиком, и именовался вилланом.

Земельные участки не были в абсолютной собственности од­ного лица. Они принадлежали двум или более феодалам, нахо­дившимся в различных сословных группах. За вассалом - непо­средственным собственником земли было закреплено право на феодальные поборы, а сеньор - верховный собственник сохра­нял административные и судебные права.

Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособ­ность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Ка­ноническое право запрещало ему взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохране­ние сеньориальной собственности на землю как основного ин­ститута вещного права, сословное деление населения, цеховой строи сдерживали развитие свободной конкуренции.

На юге страны действовала формула «нет сеньора без титу­ла», на севере - «нет земли без сеньора». Иерархическая струк­тура общества, запутанность отношений между феодалами раз­ных рангов накладывали свой отпечаток на право.

В период феодальной раздробленность договорные отноше­ния развивались медленно. При купле-продаже земли за сеньо­ром всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца! течение установленного срока имели право выкупа проданной земли.

В Х-ХI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Получатель пода­ренного имущества принимал на себя обязательство - передать дарителю в знак благодарности определенное имущество.

Крупные сделки купли-продажи с XIIв. начинают состав­ляться в письменной форме. В период абсолютизма получает распространение договор найма.

Брак и семья в основном регулировались нормами канониче­ского права, кутюмами и королевскими ордонансами. Брак рас­сматривался не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния.

Для вступления в брак необходимо было достичь определен­ного возраста: мужчинам - от 13 до 15 лет, женщинам - 12 лет.

Необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30 лет, а дочерьми 25 лет согласия родителей не требовал ось.

Действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При за­ключении брака выплачивалась особая пошлина сеньору, кото­рая компенсировала отказ от права «первой ночи».

Первоначально для заключения брака было достаточно со­гласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освящения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недей­ствительным. Недействительными считались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, родственниками, заклю­ченные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства. Развод по каноническому праву не допускался.

Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиновать­ся мужу и всюду следовать за ним. Сексуальные отношения вне брака сурово наказывались. Была создана система борьбы с на­рушениями нравственности, которая не одно столетие играла большую роль в законодательстве и судебной практике и в зна­чительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей.

Имущественные отношения супругов были различными в се­верной и южной частях страны. На юге Франции, где действова­ло римское право, существовал раздельный режим имущества. Тем не менее во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарить и обменивать его, заключать договоры и выступать в суде. Были два исключе­ния: жена могла заключать договоры лишь для выкупа мужа из плена и выдавать приданое своим дочерям в отсутствие мужа. На севере длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым управлял муж. После его смерти приданое пе­реходило жене, после смерти жены - ее наследникам.

В наследственном праве характерным институтом была пере­дача по наследству земельного участка старшему сыну (майо­рат). Это позволяло избегать дробления крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несо­вершеннолетним братьям и вьщавать замуж сестер.

В области уголовного права приблизительно до XVI в. гос­подствовали установления обычного права. В IX-XI вв. преступление рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц, а наказание сводилось к компенсации за вред. Впоследствии преступления перестают быть частным делом, а выступают как «нарушение мира». Проявляются такие качества права, как жестокость, ответственность без вины.

В технико-юридическом плане способы доказывания осно­вывались на теории доказательств. Признание считалось первым и лучшим доказательством.

В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений. Совокупность преступлений, предусмот­ренных правом этого периода, можно разделить на три категории:

1) против религии - богохульство, атеизм, ересь, колдовство;

2) против государства - посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность госу­дарства;

3) против частных лиц.

Наказания в этот период преследуют четко выраженную цель - устрашение. Это было террористическое право. Террор развращал людей, приучал их смотреть на жестокие казни с без­различием к страданиям казнимых.

Типичный пример таких террористических методов приводит исследователь Э. Аннерс. Наказание Фальшивомонетчиков, со­общает он, состояло в том, что они должны были быть заживо сварены в масле или воде. Фальшивомонетчик должен был быть расплавлен так же, как он расплавлял металл, из которого чека­нил фальшивые монеты.

Наказания подразделялись на следующие виды:

· тяжкие (раз­личные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная ка­торга),

· членовредительские и телесные (отрезание языка, ушей, носа), бичевание плетьми,

· тюремное заключение и срочные ка­торжные работы, позорящие (например, штраф с выставлением у позорного столба).

Одной из мер наказания, часто применяемых церковным су­дом, был так называемый интердикт. Это наказание могло вы­носиться церковной общине, священнику или простому челове­ку. В частности, последний терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, что во времена Средневековья было тяжелым лишением. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви.

Судебная власть не была отделена от ад­министративной. Судебные органы организационно не обособи­лись от других систем управления. Господствовал принцип суда равных, когда каждый мог судиться только с равным ему в со­циальной иерархии. Несвободное население, крестьяне судились их феодалами или их должностными лицами.

В период феодальной раздробленности, вплоть до конца ХII в., судебный процесс оставался обвинительным: дело возбужда­лось по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение про­исходило в форме спора между сторонами, которые обладали равными процессуальными правами.

При свидетельских показаниях требовалось наличие двух свиде­телей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица.

Особым видом доказательств был судебный поединок. Пра­вовые обычаи регламентировали его процедуру. Дворяне дра­лись верхом и в полном вооружении, простолюдины - палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов.

В правосудие активно вмешивалась церковь. Зачастую за на­рушение морально-теологических принципов применялась ссылка. Соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте (последняя была запрещена канониче­ским правом) и другие слушались церковным судом.

С начала ХIIIв. основным принципом процессуальной техни­ки стала инквизиция. Суд по обязанности с помощью предъявлен­ных доказательств должен был установить истину. Обвинение по­ручалось особому человеку - обвинителю. В качестве основания для обвинения было достаточно слуха о совершенном преступле­нии В этом случае судья должен был организовать следствие. Цен­тральное место занимал допрос свидетелей. Решающее значение придавалось собственному заявлению и признанию ответчика.

С утверждением абсолютизма окончательно закрепляется ро­зыскной процесс, право возбуждения уголовного дела переходит к органам государства, которые по собственной инициативе ведут следствие и разыскивают преступника.

Процесс подразделяется на две стадии: тайный розыск пре­ступника и его изобличение; публичное и открытое судоговоре­ние. Устанавливается система формальных доказательств, где за­коном определены вес и значение каждого доказательства. При розыскном процессе подразумевалась виновность обвиняемого.

Сеньориальная, вотчинная юстиция держалась на доходах от пошлин и штрафов, что порождало массовые злоупотребления. В тех случаях, когда виновными были феодалы, исполнение приговора достигалось иногда ведением частной войны.

Процедура рассмотрения судебных споров в истории фео­дальной Франции менялась. Старое правило, согласно которому каждый человек должен судиться судом равных, постепенно утра­тило силу. Простолюдинов судил сеньор. Со временем в городах появились свои суды, зависимые от состоятельных граждан.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные периоды развития французского королевства.

2. На какой основе развивались вассальные отношения во Франции?

3. Охарактеризуйте роль церкви в становлении и развитии француз­ского королевства. Что такое феодальная иерархия и как она созда­валась?

4. Что такое корпоративизм? Какую роль он сыграл в формировании сословий?

5. Что такое сословно-представительная монархия? Как в ней реали­зовался «диалог» власти и сословий?

6. Определите роль и значение Генеральных штатов в становлении государственности Франции?

7. Каковы источники феодального права Франции?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: