Государственный и общественный строй

Право Франции в среднее века.

Государственный и общественный строй Франции в среднее века.

Лекция 9. Государство и право Франции в среднее века.

Процесс формирования самостоятельного французского государства продолжался поч­ти два века - от распада империи франков в середине IX в. до основания новой коро­левской династии в конце Х в.

Государство прошло в своем раз­витии этапы

Ø - феодальной раздробленности (IX - XIII вв.),

Ø - со­словно-представительной монархии (XIV-XV вв.)

Ø - абсолютной монархии (XVI-XVIII вв.).

Государственное устройство французского королевства опре­делялось структурой феодальных поземельных отношений, вы­ражавшейся в системе вассалитета.

Верховным собственником всей земли в государстве считал­cя король. Но большая часть земель находилась в руках феодалов в качестве условного наследственного земельного владения. Они считались вассалами короля, а он - их сеньором. Вассалы ко­роля (герцоги, графы, бароны), оставляя себе часть поместья, на которой вели собственное хозяйство (домен), передавали значи­тельную часть своих владений в качестве условного земельного владения нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к своим вассалам.

Раздача земель ускорила оформление феодализма. Церковь укрепляла монастыри, феодалы строили замки. Это охраняло их от набегов восставших крестьян и от любителей легкой наживы из числа дворян. Владелец вотчины (сеньории) имел военную силу для подавления выступлений крестьян и обороны в случае нападения других феодалов.

Таким образом, основы взаимоотношений сословий офор­мились на принципах сюзеренитета - вассалитета. Вассал был обязан верно и добросовестно служить своему сеньору: прини­мать его как почетного гостя, служить в его ополчении, помо­гать выкупать из плена, участвовать в суде, подносить подарки, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын. Вассал мог рассчитывать на покрови­тельство своего сеньора. Поступки и правонарушения вассалов разбирал суд знати во главе с сеньором.

Во Франции действовало правило: «Вассал моего вассала - не мой вассал». Такая формула не всегда помогала разбираться в чрезвычайно сложной иерархической структуре общества, но охра­няла права магнатов от королевской власти. Чтобы принудить строптивого вассала выполнять его обязанности, сеньор нередко шел на него войной. Для разрешения сложных вопросов применя­лось право сильного. В период феодальной раздробленности почти не прекращались междоусобные войны и грабеж более слабых.

Самую последнюю ступень в общественной пирамиде фео­дального общества занимали крестьяне. Община еще сохраня­лась, но попала в зависимость от феодалов. Во Франции долгое время основной формой эксплуатации крестьян была барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, крестьяне облагались денежным налогом (тальей) в пользу помещика. Лично свободные крестьяне (вилланы) за пользование землей платили помещику чинш.

Крайняя нужда, а иногда чрезмерная набожность заставляли многих свободных крестьян передавать себя в распоряжение церкви, монастыря. Такие лица назывались облатами. В пользу церкви с крестьян взыскивалась десятина со всех видов продук­ции. Имелись и другие формы феодальной зависимости крестьян.

При смешанных браках лиц разных сословий дети наследо­вали низшее социальное положение родителей. Без согласия своего господина зависимый крестьянин не мог жениться, пе­ременить место жительства, передать другому часть своего иму­щества. Помещику принадлежало право первой ночи.

Однако положение крестьян было несколько лучше, чем ра­бов. Даже зависимые крестьяне имели небольшие участки зем­ли. Их нельзя бьто убивать. Они обладали некоторой граждан­ской правоспособностью, могли создавать семью, имели б6льшую, чем рабы, заинтересованность в результате своего труда.

В период феодальной раздробленности королевство состояло из множества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и Т.д.), которые формально считались его частью, а фактически представляли независимые политические образования. Соответ­ственно власть короля на местах или была очень слабой, или от­сутствовала совсем. Лишь в своих личных владениях (в королев­ском домене) он полностью контролировал ситуацию.

Главой государства был король: его избирали представители знати и иерархи церкви. Органом, имевшим возможность ока­зывать влияние на положение дел на большей части страны, была королевская курия, или Великий совет. По своему характеру это был съезд крупнейших феодалов страны.

Управление на местах было во многом схоже с системой управления времен франкской монархии. Центральное управле­ние осуществляли министериалы, местное - прево.

Начиная с XIIIв. во Франции усиливается тенденция укреп­ления королевской власти и создаются предпосылки для пре­одоления раздробленности страны. Как результат, происходит отмена выборности короля, рост королевского домена. К концу XIII в. королевский домен стал самым большим феодальным владением во Франции.

На пути укрепления королевской власти большое значение имели реформы Людовика IX. Разрешение споров между феодалами исключительно прерогативой короля или назначенных им судей; была создана специальная судебная инстанция - Парижский пaр­ламент.

В XIV в. объединение страны завершилось. В 1302 г. Фи­липп IV, чтобы заручиться поддержкой сословий в борьбе про­тив Папы Римского, впервые создал Генеральные штаты - ­собрание представителей от духовенства, дворянства и зажи­точных горожан.

Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, ко­ролевская власть была вынуждена издать указ, получивший на­звание «Великий мартовский ордонанс». Согласно ему Гене­ральные штаты собирались 2 раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля над расходами правительства, давали согла­сие на объявление войны или заключение мира, назначали со­ветников короля. Короли каждый раз, когда хотели ввести на­лог, созывали Генеральные штаты. Вся тяжесть налогов ложи­лась на плечи крестьян и ремесленников.

Представители каждого из трех сословий заседали отдельно.

Лишь для вынесения окончательного решения они собирались вместе. При утверждении налогов между сословиями часто воз­никали споры. Духовенство и дворяне имели два голоса против одного, и городские богачи вынуждены были уступать. Разно­гласия между сословиями ослабляли влияние генеральных шта­тов на государственные дела.

К органам центрального управления в этот период относился Государственный совет, осуществлявший руководство и кон­троль отдельных звеньев государственного аппарата. На местах страна была разделена на бальяжu. Ими управляли чиновники - бальu, которые назначались королем. Бальяжи делились на пре­вотажu во главе с прево. Они осуществляли текущее управле­ние, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

Таким образом, в начале XIVв. во Франции возникла со­словная монархия - централизованное феодальное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представи­телей сословий. Это первая ступень развития централизованного государства: королевская власть еще не была достаточно силь­ной, чтобы управлять страной без поддержки сословий.

В период абсолютизма окончательно оформились три сосло­вия: духовенство, дворянство и третье сословие. В старой фор­муле говорилось: «Духовенство служит молитвой, дворянство - шпагой, третье сословие - имуществом».

Первым сословием считалось духовенство, которое «молилось за всех». Оно имело ряд привилегий. Священнослужители были освобождены от ряда повинностей: их освобождали от рекрутско­го набора в армию, они не платили налогов, у них был свой суд, своя администрация. Верховным владыкой священников и мона­хов католической церкви являлся Папа Римский. Священнослу­жители не могли жениться, а монахини выходить замуж.

Вторым сословием считалось дворянство, которое «воевало за всех». Мелкое и среднее дворянство было основной опорой монархии. Оно не платило налогов и имело ряд льгот. За службу в армии дворяне, как правило, получали поместье (лен), им вы­давались жалованье, подарки, пенсии. Их называли дворянством шпаги. Дворянство сильно влияло на политику короля, церкви, его представители занимали командные должности в армии, административном аппарате.

Духовенство и дворянство вместе составляли менее одного процента населения Франции, но они являлись собственниками огромных земельных угодий, занимали почти все ответственные посты в государстве и церкви.

В третье сословие входили горожане и крестьяне. Они обя­заны были «работать за всех». Купцы и ремесленники объединя­лись в цехи и гильдии. Некоторые города добились самоуправ­ления, прав коммуны. Верхушка горожан нещадно эксплуатиро­вала учеников, подмастерьев, преследовала всех, кто хотел производить товар вне цехов и гильдий. В особенно тяжелом поло­жении оказывались малоквалифицированные ремесленники.

Основным источником пополнения городского населения были крестьяне. В городах формировался будущих класс проле­тариев. Третье сословие выполняло основную массу всевозмож­ныx повинностей, в том числе по уплате налогов.

Абсолютизм достиг высшей ступени своего развития в пери­од самостоятельного правления Людовика XIV(l661-1715).

Осо­бенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король - наследный глава государства обладал всей полнотой законода­тельной, исполнительной, военной и судебной власти. Ему под­чинялись весь централизованный государственный механизм: административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд. При Короле действовали различные советы (рис. 2.4). Все жите­ли страны были подданными короля, обязанными ему беспре­кословно подчиняться.

Рис. 3.4. Центральные органы власти и управления Франции в период абсолютизма (XVI-XVIII вв.)

Значение абсолютизма для развития страны не было одно­значным. С XVI в. до второй половины XVII в. абсолютная мо­нархия играла относительно прогрессивную роль. Она вела борьбу против раскола страны, создавая тем самым благоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития.

Концентрация всей полноты государственной власти в руках монархов привела к прекращению деятельности Генеральных штатов. Были резко ограничены права Парижского парламента. Он обязан был беспрепятственно регистрировать все норматив­ные акты, исходящие от короля. Парламенту было запрещено принимать к своему рассмотрению какие-либо дела, касавшиеся правительства и его административного аппарата.

Светская власть в лице короля усилила свой контроль над церковью. Король имел исключительное право назначать канди­датов на посты высших иерархов католической церкви. В ре­зультате выдвижение на высшие церковные должности фактиче­ски стало одним из видов королевского пожалования.

Укрепление власти короля сопровождалось резким ростом и усилением влияния бюрократического аппарата. Ему были при­сущи некоторые важные особенности. Многие должности пра­вительство продавало. Принося немалый доход монархии, про­дажа должностей имела для нее и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполнило страну. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно не­зависимо по отношению к монархии.

В период политических кризисов XVI В., особенно во време­на религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати Вынуждено было передать ее представите­лям некоторые важные посты в государственном аппарате. В итоге часть государственного аппарата, созданного во времена сословно-представительной монархии, утратила свое первона­чальное назначение, и он оказался в руках тех, кто стремился возродить провинциальный сепаратизм, укрепить свою корпора­тивную автономию.

Правительство боялось обновить кадровый состав соответст­вующих звеньев государственного аппарата, изменить основы его комплектования. Корона не могла из-за ограниченности средств выкупить все проданные должности.

Проблема эта была решена иным путем. Старый государст­венный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему государственных органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которое в лю­бое время могло их отозвать. Как правило, это были люди не­знатные, но обладающие специальными знаниями, а главное - преданные монархи. В их ведение были переданы важнейшие рычаги управления.

В итоге в стране одновременно функционировали государст­венные органы, которые условно могли быть разделены на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых должностей и частично кон­тролируемые знатью. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом. Они как бы накладывались на систе­му управления первой категории. Эти учреждения состояли из чиновников, назначенных правительством, и должности в них не продавались. Они составили основу управления.

В целом же бюрократический механизм абсолютизма был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшим от огромного числа подчас ненужных учреждений. Многие органы не имели четко очерченной компетенции и нередко дублировали друг друга. Все это способствовало еще большему росту волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые в последнее столе­тие абсолютизма приняли невиданные ранее размеры. Государ­ственный аппарат стоил стране огромных средств.

Центральные органы государственного управления представ­ляли собой сочетание различных учреждений, созданных в раз­ные периоды. К их числу относились Государственный и Тай­ный советы.

В местном управлении также существовали различные группы государственных органов. Одни уходили своими корнями в прошлое, во времена сословно-представительной монархии, Другие отвечали потребностям времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: