Методы и приемы обучения орфографии. Лекция 1. Научные основы обучения правописанию

Лекция 1. Научные основы обучения правописанию

1..

2.


3.

4.


Методика обучения правописанию предусматривает применение:

1) метода языкового анализа и синтеза;

2) метода запоминания, заучивания (имитативного метода);

3) метода решения орфографических задач.

Выбор метода и приема зависит:

· от особенностей орфографического материала, от типа орфограммы;

· от психолого-физиологических факторов усвоения материала;

· от возрастных особенностей и возможностей детей и языковой основы, уже изученного языкового материала.

Метод языкового анализа и синтеза предполагает повышение самостоятельности и познавательной активности детей.

Приемы языкового анализа:

1. Звукобуквенный анализ слов и словосочетаний применяется в основном к словам, написание которых существенно расходится с произношением, используется на первом этапе обучения, когда учащиеся не имеют пока достаточной грамматической основы для проверки орфограмм; слоговой анализ необходим при переносе слов со строки на строку.

2. Словообразовательный и морфемный анализ слов применяется при усвоении правописания корней, приставок, суффиксов, стыков морфем – всех орфограмм в морфемах, а также для отделения окончания и установления места орфограммы – в окончании, в корне, при переносе слов.

3. Морфологический анализ – определение части речи и ее формы, типа склонения или спряжения и пр. – используется при усвоении правописания падежных и личных окончаний, при различении приставок и предлогов и их слитном и раздельном написании, при различении тся и ться, а также при переносе слов.

4. Синтаксический анализ – выяснение значения слов (прямых и переносных значений, многозначности, оттенков значений), их сочетаний, предложений и текста – необходим в любом случае, но особенно при подборе родственных проверочных слов, при определении грамматических связей в словосочетании и предложении, при употреблении заглавной буквы в именах собственных и др.

Приемы языкового синтеза:

1. Синтез на уровне звуков и букв, т.е. составление слова из букв, звукослияния в слоге и слове, объединение слогов, применяется для закрепления правописания слов, написание которых расходится с произношением, для непроверяемых слов.

2. Синтез слов, т.е. словообразовательные упражнения – образование новых слов, используется при подборе проверочных слов.

3. Синтез морфологических форм, т.е. образование падежных форм, форм числа с учетом склонения и спряжения, запись полученных слов, необходим при усвоении правописания падежных и личных окончаний.

4. Синтез синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений) и текста, запись полученных форм применяется одновременно с синтезом содержания выражаемой мысли. Особенно важен для закрепления и практического применения всего комплекса умений в области письма.

Метод запоминания применяется в основном для усвоения слов, не проверяемых правилами (традиционные написания), а также тех слов, которые в начальных классах еще не могут быть проверены.

Запоминание – один из важнейших элементов учебной деятельности школьников. Его роль велика в обучении грамотному письму.

Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы – зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный (логический). Поэтому выбираются такие виды заданий, упражнений, которые опираются на данные факторы. Дети запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид и даже начертание отдельных букв в слове; запоминают не только звуковой состав произносимого слова, но и фонемный состав. При побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают движения речевых органов и пишущей руки, а также мыслительные, логические операции, выполняемые при письме с целью проверки орфограмм.

Виды упражнений, применяемые в рамках имитативного метода:

1) зрительные диктанты, письмо по памяти, самодиктанты с последующей самопроверкой по тексту образца, различные виды списывания, осложненные аналитико-синтетическими заданиями;

2) использование плакатов с требованием (или установкой) «Запомни!» и других средств наглядности со списками трудных слов; выделение трудных слов на страницах учебников;

3) обращение к орфографическому словарику, проверка слов по «Словарю», запись трудных, непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по «Словарю»;

4) буквенное проговаривание слов – в сопоставлении с орфоэпическим произношением, запоминание буквенного состава слов; орфографические «пятиминутки», проводимые в начале урока и состоящие в устном проговаривании трудных слов, в записи некоторых их них;

5) различные варианты грамматического разбора; включение непроверяемых слов в составляемый учеником текст с целью их активизации и запоминания;

6) группировка непроверяемых слов по их признакам (например, по грамматическим признакам: из списка слов выписать слова, обозначающие предметы и т.п.); заучивание стихов, содержащих трудные слова.

Запоминание, заучивание вполне уместно при усвоении правописания и проверяемых слов, например, с безударными гласными в корне слова, в приставке или суффиксе, но оно неприменимо к правописанию окончаний, слитному или раздельному написанию приставок/предлогов, к употреблению заглавной буквы в именах собственных.

Метод решения грамматико-орфографических задач совпадает с проблемно-поисковым методом. Этот метод тесно связан с методом языкового анализа и синтеза, обеспечивает развивающее обучение и создает возможности для повышения уровня познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Орфографическая задача определяется в методической литературе как задача на выбор графического знака (буквы или каких-либо небуквенных средств, дефис, знак переноса, заглавность букв и др.), служащие для передачи звучащей речи на письме) из ряда возможных на основе применения правила для передачи соответствующих значений.

Решая орфографическую задачу, ученик должен совершить следующие действия:

1) найти орфограмму;

2) определить ее тип: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы, от соответствующего правила;

4) определить последовательность «шагов» решения задачи, т.е. восстановить в памяти алгоритм решения задачи;

5) выполнить намеченную последовательность действий;

6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

В помощь учащимся создаются памятки, указания в виде плаката-инструкции, где даются рекомендации в нужной последовательности. Например, алгоритм проверки безударной гласной корня:

1-й шаг. Найди в слове корень.

2-й шаг. Есть ли в корне безударный гласный?

3-й шаг. Измени слово или подбери родственное.

4-й шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

Уже в первом классе в соответствии с действующей программой начинается обучение решению орфографических задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: