Агиография

Заключение

Александр Иванович Куприн признанный мастер короткого рассказа. Автор замечательных повестей, в которых раскрывается многообразная картина русской жизни конца 19 и начала 20 века. Он проявлял интерес к обыкновенной жизни, умел раскрыть её трагизм, насытить повествование деталями. В русской литературе творчество Куприна занимает особое место. Оно вобрало в себя лучшие образцы школы критического реализма второй половины 19 века и в то же время засвидетельствовало наступление новой эпохи в истории отечественной и мировой литературы. Его произведения получили широкую известность. Творчество писателя высоко ценили Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, И Бунин и М.Горький.

Список использованной литературы:

Куприн, А. Рассказы и повести/ А.Куприн. – Мн., Універсітэцкае, 1997. – 528 с.

Волков, А. Творчество Куприна/ А. Волков. - М., 1981.

Лилин В. Александр Иванович Куприн/ В.Лилин. - Л., 1975

Жуковский, И.Л., Камашинский, С.Е. Русская литература: Материалы к экзамену/ И.Л.Жуковский, С.Е. Камашинский. - Мн., Книжный дом, 2003. – 560 с

Агиос – святой

Графос – пишу

А – отрицательная приставка

Ги - земля

= «принадлежит миру небесному, а не земному»

Агиос (с гр. на слав. «святой», «свыше земного») – отрицание земных привязанностей, земных наслаждений, жизнь христоцентрична, по законам Христа.

Агиография указывала путь спасения, питала духовно.

Назидательный, дидактический смысл: люди менялись, читая эту литературу.

Иоанн Златоуст, один из отцов Церкви, говорил: «Почитание святого – это ему подражание, это уподобление ему, это следование его примеру».

В лавре голубые купола и золотые звезды: царствие небесное и святые просиявшие.

Первые русские святые Борис и Глеб, князья-страстотерпцы, уподобившиеся Христу, приняли невинную смерть. Конфликт между братом Святополком и братьями, христианином и христианами. Б и Г не желали кровопролития, войны, страданий для других.

Путей святости много: апостолы-святители, мученики, бессребреники и т.д.

Именно святые представляли собой идеалы нравственной жизни во Христе, ценностные ориентиры. Жития показывали, что такая жизнь доступна каждому: агиос ведь родился обычным человеком. Цель агиографа – передать доступный пример для подражания. Агиографическая литература помогала понять свое земное назначение. Уже в Ветхом завете были слова: «Что есть человек и что польза его? Что благо его? Что зло его?»

Жития по назначению:

· Патерик/отечник – самый ранний тип, книга об отцах-пустынниках, анахоретах (с 370-х гг., священник Руфин, 6 лет прожил в Египте среди отшельников, учеников основоположника монашества Антония Великого).

5-й век, епископ Палладий, друг Иоанна Златоуста, пишет книгу «Лавсаик»/египетский патерик/ о пустынниках по просьбе знатного вельможи Лавза. Исторический документ+руководство по монашеской аскетике.

622 г., Иоанн Мосх пишет «Лимонарь» («луг духовный»)/ синайский патерик/.

Патерик представляет собой одну фразу или один эпизод их жизни святого, иногда с юмористическим характером. Смех считался недостойным христианина, святые не смеются ни на одной иконе, Христос ни разу не улыбался, а в первых патериках есть юмор, правда, черный.

· Проложные/краткие жития – читались в храме в день памяти святого или во время трапезы монашествующих.

· Минейные – подробные, пространные жития.

Мартирии – подробные записи судебных допросов, из которых создавались жития мучеников.

Влияние на развитие агиографии:

· эллинистический приключенческий роман,

· традиции восточного, древнееврейского фольклора,

· греческая трагедия,

· античная биография.

Древнегреческая агиография:

· анонимная (легким языком, иногда с ошибками),

· ученая (для получения учебной степени ритора).

6-й век, Кирилл Скифопольский создает преподобнические жития, совершенный строгий канон жития, идеальный образец.

10-й век, Симеон Митапрат («пересказчик») обрабатывает более 100 анонимных житий.

10-й век – «Золотой век житийной литературы».

Через Сербию, Болгарию приходят переводные жития, но уже в 12-м веке появляются оригинальные жития Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, ориентированные на византийское преподобническое житие, но уже психологически насыщенные. Мать пытается удержать сына, который хочет стать монахом, била его до изнеможения, обожала его до сумасшествия, не мыслит жизни без ребенка. Композиция: 1) вырывается сын, 2) аскетические подвиги преподобного Феодосия: постится, носит вериги, духовный человек должен победить плотского.

Летописец Нестор написал жития 10 печерских иноков: к. 11-го-нач. 12-го века - 1-й русский патерик – Киево-Печерский.

Еще 13 житий написал черноризец Поликарп.

Еще 9 написал епископ СИмон.

14-15-е вв. – апофеоз развития жанра агиографии на Руси, подвиг мученичества русских князей.

Епифаний Премудрый написал 2 жития: Стефана Пермского и Сергия Радонежского (писал 26 лет), «сплетение словес», воплотил нравственные идеалы своего времени. Хоть один проповедовал христианство среди коми-пермяков, а другой уединился в Радонежском бору, постулируется одно:«Вера без дела мертва».

16-й век – новые тенденции: соблюдение строгих канонов + новации. Раньше автор ничего о себе не сообщал, а теперь сообщает, также появляются географические и исторические детали.

1530-е гг., Митрополит Макарий решает собрать все греческие и русские жития, созывает команду самых талантливых книжников-агиографов. Через 20 лет появляется 12-томник «Великие Минеи Четии», около 1300 житий, лишь 40 из них – жития русских святых.

1547-1549 гг. – два макарьевских Собора, массовая канонизация святых.

2-я редакция ВМЧ – 60 русских святых.

Через 100 лет выходят ВМЧ Иоанна Милютина, где только русские святые (>100).

Начало 18-го века – ВМЧ Димитрия Ростовского.

Канонизировано было много (около 400), но знаем о них мало, жития есть примерно у 150.

2-я половина 17-го века – жития старообрядцев: протопоп Аввакум, боярыня Морозова, инок Епифаний.

После 17-го века 200 лет не было канонизаций, возобновились при Николае II и в конце 20-го века. Собор 2000 г. канонизировал 1152 подвижника!!!

Канон построения жития:

· 1-я часть. Вступление. Благочестивые родители (а у каких еще мог быть такой избранный ребенок?). Черты, выделяющие ребенка среди сверстников в детстве.

· 2-я часть. Путь святого. Житие святого. Чем жизнь отличается от жития?

От конфликта центральной части зависит тип жития.

· 3-я часть. Кончина святого. Чудеса, подчеркивающие святость.

Типы житий:

· Мартирии – самые ранние, мученические. Конфликт: христианин vs. язычники. Язычники поруганы, христианин пал мученической смертью, но христианская идея все равно торжествует. Собственно мученические жития в 13-14-е вв.: князья Михаил Тверской, Михаил Черниговский. МЧ обещает отказываться исполнять обряды языческие, «Хочу быть христианином на деле». МТ знает, что будет убит в Орде, но едет, чтобы не разорили княжество, не убили семью.

· Святительские/ исповеднические. Миссионер vs. язычники. Язычники обращаются в христианство, нет мученической смерти. Житие Стефана Пермского, обратившего зырян-пермяков.

Жизнь анахорета, мешают бесовские искушения (преподобный Елиозар, иконописей, резчик, Север, позднее житие, 6 лет проводит в полном одиночестве на острове, полном капищ, очищает его от нечисти, принимающей даже облик человека, но не Богоматери, видения исчезают при чтении молитвы «Отче наш»).

· Княжеские жития (их не было в Византии): сочетание язычества и христианства. Столько грехов совершали, что, как правило, уходили в старости в монастырь. 1) Княгиня Ольга, князь Владимир – князья-исповедники. 2) Князья-воины – стратилаты: Александр Невский, Дмитрий Донской – защитники земли Русской.

· Жития столпников (только 2 жития на Руси, тип не прижился), добровольный вид мученичества, своего рода «крест», распинает сам себя, слишком натурализировано страдание подвижника. Деисусный чин (3-й ряд) – по краям столпники. Агиограф не упоминает бытовые детали, они не имеют значения: быт для жизни, для жития важен лишь духовный подвиг.

Симеон Столпник. 1-й столп, 6 локтей, 4 года. Последний столп, 36 локтей, 30 лет. Особая аскеза: столп – вертикаль удаления от мира, но молит о спасении всего погибающего мира внизу.

Преподобный Савва основал монастырь, наладил жизнь, поставил столп, неделю стоит и молится. В субботу читает всенощную, причащается, снова удаляется на столп. Разбойники решили поживиться, Савва увидел, забил железом о столп, разбойники испугались и убежали. Похоже на жития византийских столпников, не оригинальное.

Необычное житие Никиты Столпника (12-й век), не похоже на византийское. Никита был очень жестоким, грабил людей, жуткий грешник. Необычный путь искупления греха, перед пиром в котле увидел кровь и части тела, понял, что эта кровь - на его руках, что грех это его, отправляется каяться в монастырь, мог бы преобразиться сразу (как апостол Павел: можно исправиться в один момент). Но его не пускают, и он уходит на болото страдать, монахи находят его изуродованного укусами насекомых, выхаживают его, Никита понимает, что недостоин пребывания в монастыре, сооружает столп – роет яму. Носил деревянные вериги, так натертые, что были похожи на серебряные. То ли родственники, то ли разбойники хотели их украсть и убили Никиту. Необычно: великий грешник канонизирован как столпник.

· Жития Христа ради юродивых – литература, трудная для понимания современному человеку, аскетичный подвиг, непонятный многим в наше время.

Житие Христа ради юродивого Василия Блаженного

  • мог исцелять,
  • обладал пророческим даром,
  • на иконах всегда изображалась согбенная фигура, аскетичная, как правило, обнаженная – укор этому благополучному сытому миру, с одной стороны, обнаженность = аскеза, молитва согревала его, с другой стороны,
  • юродивые никогда не принимали милостыню или пожертвования, потому что нищими себя не считали; кто-нибудь пожертвует продукты – отдадут голодным,
  • случай с шубой: принял ее от боярина, чтобы сделать боярину приятное; трое молодых людей решили выманить богатый подарок, один из них прикинулся мертвым, Василий прикрыл его шубой, друзья пришли, а молодой человек действительно оказался мертвым – что это за юмор такой у юродивого? зачем так жестоко обошелся с неразумным подростком? Объяснение: мысль материализуется, это даже не Божья кара, потому что Бог – сам человек,
  • кончина Василия: о нем молится вся Москва, сам Иван Грозный помогает нести гроб.

Когда же другой юродивый, никем не узнанный Симеон после смерти был найден двумя и ими же закопан, без обряда погребения, только дьякон Иоанн попытается найти тело, но так и не находит – наказание слепым людям, не оценившим юродивого и его подвиг при жизни.

Поведение юродивых часто не понималось или вызывало отвращение. Например, юродивый говорит Годунову зарезать детей, отобравших у него копеечку. «Как ты, царь, зарезал маленького младенца». Когда Борис просит: «Помолись за меня!», юродивый отвечает: «Не велит Бог молиться за царя-ирода». Естественно, призыва убивать младенцев не было, это был укор для Бориса («И мальчики кровавые в глазах…»)

Слишком прямо и резко говорили нелицеприятную правду.

В 17-м веке возникает проблема: появляется много лже-юродивых. Трудно было отличить психически больного от юродивого, истинного праведника. Для некоторых юродство становится источником наживы.

17-й век – раскол.

Именно юродивые поддерживают старообрядцев (картина Сурикова «Боярыня Морозова»: юродивый благословляет ее)

· Жития великих грешников

Типичная черта перешла и в рассказ Чехова «Студент» - сопереживание, сострадание, каждый ощущает себя грешником, каждый способен принять исповедь грешника.

Сегодня обсуждаем как жития канонические, так и народные.

Уже в Византии было два вида агиографической литературы:

· анонимная = народная

· каноническая.

A. Пример блудницы

Житие Марии Египетской описывается жизнь блудницы, с 17 лет торговавшей собой. Но она не подумывавшая о самоубийстве Сонечка Мармеладова, от безысходности занимавшаяся этим, которую мачеха толкает на этот страшный.

Здесь же распутная жизнь, направляется в паломничество, на корабле (?) торгует собой, чтобы расплатиться за дорогу.

Нужен знак, чтобы всё изменилось в корне. Вот этот знак: все проходят в храм, а Марию не пускает невидимая сила. Она понимает свою нечестивость, из-за которой она не может даже прикоснуться к святыне.

Избирает путь отшельничества.

Основной конфликт преподобнического жития – внутренний конфликт. Не столько страдает от голода, как от отсутствия привычной вкусной еды, не столько страдает от жажды, сколько ей хочется хорошего вина. Но она остается в пустыне 30 лет (народное житие) или 50 лет (каноническое житие). Народное житие добавляет подвиг столпничества: якобы молится на камне все это время. Потом встречает старца Зосиму и удивляет его: за 50 лет дух возобладал, она молится, воспарив землей, Иордан переходит «яко посуху».

Пример покаяния.

B. Пример разбойника, пьяницы и т.д.

4-е октября – день памяти святителя Димитрия Ростовского (продолжателя дела митрополита Макария), составившего жития, которыми пользуется ММ и по сей день.

1-е января – день памяти святого мученика Бонифатия, великого грешника: раб, пьяница, сожительствует со своей госпожой Аглаидой, которая посылает его за мощами христианина. Бонифатий становится свидетелем христианских мучений, видит просветленные лица христиан, так был воодушевлен, что объявляет себя христианином. Когда при казни ему отрубят голову, из ран его потечет кровь и молоко (общее место почти во всех житиях греческих святых), его подвиг вдохновит других язычников принять христианство, а Аглаида-таки получит мощи христианина – тело самого Бонифатия, что заставит ее поменять образ жизни.

Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо»: «Легенда о двух грешниках» построена по канонам агиографического произведения, жития великого грешника. Кудияр – разбойник. Почему раскаялся? Неясно, якобы совесть проснулась. С чего началось путь покаяния? Едет поклониться Гробу Господню, главной христианской святыне, но не чувствует себя очищенным. Ему является ангел и говорит, что если уже старый немощный Кудияр перережет столетнее дерево тем ножом, которым разбой учинял, очистится от греха. Не может, сил не хватает. Грехи же ему простились, когда он убил грешника Павла Глуховского, который похвалялся своими зверствами, своей нечестивой жизнью. Получается, искупление СВОЕГО греха ЧУЖОЙ кровью. НИКОГДА ТАКОГО В ЖИТИИ НЕ БЫЛО!!! Некрасов призывает убивать панов, а не каяться.

Житие Моисея Морина – тоже пример разбойника, к старости одумавшегося, ушедшего в монастырь. Видение, что нападут разбойники, которые убьют тех, кто останется в монастыре, просит всех бежать, а сам остается, чтобы принять мучения, которые сам когда-то причинял.

Житие Варвара Луканского – разбойник скрывается в чаще, потому что не позволяет себе жить в обществе, перестает быть похожим на человека, его убивают как зверя дикого.

Житие Киприана Стороженского (16-й век)

Монастырь на берегу Ладожского озера.

Киприан был ушкуйником (как Стефан Пермский), то есть речным пиратом. Видит в притоне у себя награбленные сокровища, понимает, что они залиты кровью, что нечестивое это богатство, что с собой не заберешь это в Царство небесное.

Монастырь основан на месте притона. Как правило, монастыри возводят в чистом месте, на горе, а здесь – для очищения места от скверны.

Свидетельство потенциала человеческого духа: как бы низко ни пал, человек может возродиться.

Есть пословица в русском языке, противоречащая христианскому духу: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься». Оправдание греха, чего быть не должно, должно быть истинное покаяние. Эпизод в Евангелии, где Христосу приводят блудницу, а он говорит, чтобы те, по иудейскому закону, бросили в нее камень, кто себя грешником не чувствует. Никто не бросил камень – каждый осознал себя грешником. Она покаялась, он ей напутствовал: «Иди и не греши» - после покаяния грешить нельзя.

Были и падения великих, когда человек из пропасти грехов выбирался и возрождался.

Преподобный Иаков (5-й век) уже при жизни почитался, обладал особым даром прозорливости. И тут он совершает один за другим сразу 3 греха: прелюбодеяния, убийства, погребения тела вне христианского обряда. Приводят к нему бесноватую девицу, и тут все началось. Путь покаяния определяет его духовник, а значит, его не отлучили от церкви. Священник прячет свое падшее чадо в подвале, где тот 10 лет молится о прощении.

В житии нет историзма, оно не претендует на документальность, как, например, икона не претендует на портретное сходство. Некоторые детали могут даже противоречить реальному ходу событий. В житии – путь спасения, на иконе – просветленный лик.

Слишком необычное житие – 16-й век, Север, Житие Варлаама Кирецкого

Жития его есть следующие:

· патериковое (1 эпизод или 1 ситуация из жизни святого),

· минейное (подробное, пространное, от рождения до кончины),

· народное.

К каждом из житий своя трактовка мотива греха (страшного подвига) Варлаама.

· Проложное / краткое/ житие

Плавает 3 года по самым опасным местам Белого моря, читая 50-й псалм Давида, покаянный. Потом отшельник, до 100 лет живет у Кирецкого озера, проповедует христианство местным язычникам (каким?), похоронен в церкви в деревне (откуда там деревня?)

· Минейное житие (написано игуменом Митрофаном Баданиным, капитаном 1-го ранга, защитил потом кандидатскую по истории).

Происхождение, учение, духовный путь на Кольском полуострове, очаге язычества, ставит крест там и очищает его молитвой, дьявол вселяется в жену, убийство жены – случайное, так как видел не жену, а мерзкое чудище. Духовный отец, Феодорит Кольский, накладывает страшную епитимию: 3 года плавать против ветра с телом убиенной, которая на глазах его разлагается. Когда от тела почти ничего не останется, сойдет на сушу и похоронит тело.

Реконструкция жития произошла в 80-90-е годы 20-го века.

· Народное житие

Вспомним пьесу «Гроза»: принимали странниц, а те жития пели.

Лубочный мотив грешной любви. Вся вина за убийство жены возлагается священником на жену. Ее обвинили в прелюбодеянии и пьянстве. Так она и не оправдывалась. Связал святой епитрахилью ей руки, поставил напротив алтаря для покаяния, а она хохочет в ответ, он в нее копие кидает и убивает. НО! Делает из колоды гроб, в него кладет жену, наряжает, косы пьяные заплетает и говорит: «Спи, жена иереева, спи, краса несказанная». Потом идет с гробом на корабль к любовнику жены, убивает там всех, сбрасывает все тела в воду, народ несет ему свечи, он жжет свечи вокруг колоды, а потом плавает всю жизнь с гробом, жена все красивая, будто живая, а он обречен.

Совершенно необычное житие Христофора-мученика (псоглавец)

Не египетская мифология, одна икона, но 2 совершенно разных по направленности жития:

· Сам Бога просит о псоглавости. Христофор – христианин, изумительная красота, соблазнял женщин, чтобы их не мучить безответной любовью, просит Бога избавить его от красоты, тогда женщины видят в нем чудовище. Изображается как стратилат в латах, с нимбом и с песьей головой.

· Божье чудо от крещения. Христофор – первоначально Репрев из страны антропофагов, воин, оказался в плену у христиан, стал христианином и полностью преобразился, мученическая смерть за Божью проповедь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: