double arrow

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Практические занятия


Основной целью семинаров является углубление культурологических и историко-литературных знаний студентов. На занятиях отрабатываются навыки целостного анализа художественного произведения; осваивается критическое осмысление основных оценок произведений классиков традиционным и современным литературоведением; вырабатывается умение аргументировать самостоятельные суждения. Студенты должны знать наизусть стихотворения автора, изучаемого на занятии, в указанном объеме.

Занятие №1. Основные этапы лирического творчества А.С. Пушкина. – 2ч.

План к обсуждению

1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина.

2. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении.

3. Основные критерии дифференциации лирического творчества Пушкина / биографический, процесс внутреннего развития, эволюция лирических жанров и др. /.

4. Характеристика основных этапов лирического творчества поэта.

Литература:

1. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999.

2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988.

3. Непомнящий В. Лирика Пушкина. // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.




4. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет - М., 1990 /гл. «Современные проблемы историко-литературного изучения» /.

5. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина. Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т. 41. № 3.

6. Скатов Н.Н. «Это русский человек в его развитии» // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. - М., 1981.

7. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. (консп.)

Занятие № 2. Основные лирические циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов. – 2ч.

План к обсуждению

1. «Подражания Корану» / замысел, жанровое, композиционное своеобразие /.

2. «Песни западных славян» / фольклорная традиция, сюжет, композиция /.

3. «Каменноостровский» цикл / основные мотивы, проблема религиозности автора /.

4. Эмоциональный тон / пафос / пушкинской поэзии.

Литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (ст. 5). – Люб. изд. (консп.).

2. Измайлов Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.

3. Корман Б.О. Лирическое произведение: эмоциональный тон // Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников. - М., 1972.

4. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. - Волгоград, 1987.

5. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986 (консп.).

Занятие №3. Типы поэмного жанра в творчестве А.С. Пушкина. – 2ч.

План к обсуждению

1. Особенности повествовательной формы «Руслана и Людмилы».

2. Байронический романтизм и его преодоление / «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», Цыганы» /.

3. Прозаизация поэзии в «Графе Нулине» и «Домике в Коломне».



4. «Полтава» как явление первого этапа пушкинского историзма.

5. Миф в идейной структуре поэмы «Анджело».

6. Философско-историческая символика «Медного Всадника». Фольклорная традиция в поэме.

Литература:

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. М., 1999 (раздел о «Медном Всаднике») (консп.).

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. - М., 1974 (консп.).

3. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976 (гл. «Пушкин в работе над «Полтавой»).

4. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988 (раздел о Пушкине) (консп.).

6. Он же. Идейная структура поэмы «Анджело» // Пушкинский сборник. - Псков, 1973.

7. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1998 (консп. раздела о поэмах Пушкина).

8. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

9. Манаенкова Е.Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник»: Дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 1994.

10. Осповат А.Л., Тименчик. Р.Д. «Печальну повесть сохранить…»: Об авторе и читателе «Медного Всадника». 2-е изд. - М., 1987.

11. Томашевский Б.В. Работы разных лет. - М., 1990 (гл. «Поэтическое наследие Пушкина / лирика и поэмы /»).

12. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986 (консп.).

13. Эткинд Е.Г. Божественный глагол. - М., 1999 (Пушкин и Байрон).

Занятие №4. «Евгений Онегин»: метод и стиль. – 2ч.

План к обсуждению

1. Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин».



а) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей.

б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера.

в) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина.

г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему?

д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»?

е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)?

ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной.

з) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа?

2. Стилевые особенности романа «Евгений Онегин».

А) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом.

Б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом?

В) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина.

Г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала.

Д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа.

3. Композиция романа «Евгений Онегин».

А) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему?

Б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек?

В) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина.

Г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность.

4. «Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу.

5.Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»?

Литература:

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999 (консп.).

2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8 и 9 – консп.).

3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).

4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).

6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).

7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3.

8. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. - М., 1983.

9. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).

11. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981 (консп.).

Занятие №5. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. – 2ч.

План к обсуждению

1. Понятие лирического мотива.

2. Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова.

3. Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.

- Парус. Выхожу один я на дорогу.

- И скучно и грустно. Дума. Как часто пестрою толпою окружен.

- Пророк. Смерть поэта.

- Родина. Когда волнуется желтеющая нива.

Литература:

1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. изд. (консп.).

2. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 / раздел «Мотивы» /.

3. Лермонтов в школе. М., 1976 /раздел о лирике/.

4. Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.

5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10 (консп.).

6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975. С. 21-71 (консп.)

Заняитие № 6. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – 2ч.

План к обсуждению

1. Хронология жизни Г.А. Печорина.

2. Субъективный строй романа / форма повествования /:

а) Каким увидел Печорина Максим Максимыч;

б) Каким увидел Печорина безымянный странствующий офицер;

в) Печорин в собственных глазах / дневник /.

3. Объективный строй романа:

а) Печорин и человек из народа Максим Максимыч;

б) Печорин и «естественные люди» / «Бэла», «Тамань» /;

в) Печорин и светское общество / «Княжна Мери» /.

4. Печорин и Евгений Онегин: общее и различия.

5. «Герой нашего времени» как философский роман. Новелла «Фаталист» и ее роль в романе.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Люб. изд. (консп.).

2. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ //Проблемы романтизма. Сб. статей. - М., 1967. С. 293-319.

3. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. С. 156-185, или то же в кн.: Виноградов И. По живому следу.- М., 1987 (консп.).

4. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976.

5. Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе/ // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения.- М., 1964. С. 285-310.

6. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. - Л., 1985.

7. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. -Волгоград, 1996 (гл. «Печорин как религиозный тип») (консп.).

8. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1976 (консп.).

9. Лермонтовская энциклопедия - М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).

10. Лермонтов в школе. - М., 1976 (гл. «Проза»).

11. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975.

12. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. - Ставрополь, 1997. С. 115-123.

Занятие №7. Художественный метод «Горя от ума» А.С. Грибоедова и «Ревизора» Н.В. Гоголя. – 2 ч.

План к обсуждению

1. Способы организации развития сюжета.

2. Приемы создания характеров /типическое, индивидуальное, их соотношение /.

3. Современное литературоведение о творческом методе комедий А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя.

Литература:

1. Вишневская И.Л. Гоголь и его комедии – М., 1976.

2. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. - М., 1971.

3. Глухов В.И. Шедевр просветительского реализма / о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» / // Проблемы языка и стиля в литературе. -Волгоград, 1975, или то же в кн.: В.И. Глухов. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ вв. - Волгоград, 1976. С. 194-224 (консп.).

4. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л., 1959 (гл. VI).

5. Докусов А.М., Маранцман В.Г. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении – Л., 1975.

6. Золотусский И. Гоголь. ЖЗЛ, (люб.изд).

7. Манн. Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд. - М., 1988 (раздел о «Ревизоре») (консп.);

8. Петриева Л.И., Пранцова Г.В. А.С. Грибоедов изучение в школе: Учебно-медодическое пособие. - М., 2001.

9. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М., 1978 (раздел о Гоголе) (консп.).

10. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий.- М., 1983.

Занятие №8. «Мертвые души» Н.В. Гоголя / проблематика, жанровое своеобразие, композиция /. - 2ч.

План к обсуждению

1. Творческая история «Мертвых душ». Эволюция замысла поэмы. «Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.

2. Проблематика «Мертвых душ» и ее отражение в названии поэмы. Раскройте множественность смыслов, заложенную в названии поэмы.

3. Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Гоголь о жанре «меньшего рода эпопеи» / «поэме» /. Проблема жанра «Мертвых душ» в споре В. Белинского – К. Аксакова. Современные исследователи о жанровом генезисе «Мертвых душ» / плутовской роман, роман воспитания, учительная литература и др. /.

4. Характер и способы обрисовки персонажей в поэме. Два типа характеров в «Мертвых душах». Фольклорные способы оценки человека и их роль в поэме.

5. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига» / сравните с «Ревизором» /. Роль дороги в композиции поэмы. Место лирических отступлений в структуре поэмы. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в поэме.

6. Поэтика абсурда в «Мертвых душах»: алогизм, гротеск, мотив уподобления человека животному. Ономастика Гоголя.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. Т. 9. М., 1979. С. 43-55, 56-62, 139-160 (консп.).

2. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 / гл. 1 и 2 / (консп.).

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1978. С. 274-353 (консп.).

4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. С. 223-321.

5. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974 (консп.).

Занятие №9*. Коллоквиум по статьям и монографиям по курсу «История русской литературы ХIХ в (1 пол.)». – 2ч.

Необходимо представить конспекты или их развернутые планы работ. Студент должен иметь ясное представление о структуре и содержании каждой работы, уметь выделить и изложить их основные положения. (См. научную литературу для конспектирования).







Сейчас читают про: