IV. Содержание разделов дисциплины (лекционный курс)
В результате освоения дисциплины студент должен
- иметь представление о характере общекультурного и историко-литературного процесса в России (от фольклора до литературы конца XIX века);
- понимать национальную специфику отечественной литературы, ее отличительные особенности в сравнении с западноевропейской;
- осмыслить содержание этапов литературного развития в XIX веке (смена литературных школ, направлений, литературная борьба, кружки, общества, периодические издания);
- знать содержание основных произведений, биографии изучаемых в курсе писателей;
- уметь анализировать различные научные точки зрения, выявлять противоречия, признавая ценность и значимость «другой» позиции;
- владеть навыками анализа и интерпретации художественного текста и произведений других видов искусства.
Данная дисциплина способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий новые знания, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать и передавать ее;
- умение работать в группе, вести дискуссию, слушать преподавателя и других выступающих;
- формирование эмоционально-личностного отношения к отечественной литературе: способность соотносить собственное видение мира с видением мира автора художественного произведения, собственные ценности – с ценностями, отраженными в произведении; понимание современного звучания классических текстов;
- креативная компетенция: сочинение эссе, рецензии, анализ эпизода, устные и письменные ответы на проблемные вопросы;
- способность моделировать публичное выступление с использованием традиционных и современных методик.
1. Русское народное творчество как дописьменная форма культуры. Жанровое многообразие русского фольклора.
2. Национальное своеобразие и специфика древнерусской литературы. Введение на Руси христианства и его влияние на культуру и искусство Киевской Руси.
«Слово о полку Игореве» как культурный памятник эпохи (XII в.): история открытия, историческая основа, идея памятника, композиция, жанр, стиль, образы героев.
Литература XIV-XVI вв. («Задонщина» как художественный отклик на Куликовскую битву, «Житие Сергия Радонежского», «Хожение за три моря Афанасия Никитина», «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», «Повесть о Горе-Злочастии», «Житие протопопа Аввакума»). Общекультурное и художественное значение древней литературы.
3. Формирование и развитие русского классицизма. М.В. Ломоносов как ученый и поэт. Художественные особенности од Ломоносова: жанр, композиция, стиль, язык. Лирика Г.Р. Державина. Воспитательная роль журналов Н.И. Новикова («Трутень», «Живописец», «Детское чтение для сердца и разума»).
Д.И. Фонвизин – драматург-новатор. Комедия «Недоросль»: проблематика, образы героев, язык комедии.
4. Сентиментализм. Концепция личности в произведениях сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» как литературный памятник эпохи. Н.М. Карамзин – историограф. Работа над «Историей государства Российского».
5. Национальное своеобразие русской литературы XIX в. Периодизация, особенности литературного процесса в России начала XIX в. Литературные кружки, общества, периодические издания. Основные литературные направления.
6. Реалистическая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».: история создания, проблематика, образы героев. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии Грибоедова.
7. Национальное своеобразие басен И.А. Крылова.
8. Возникновение романтизма в России и в Европе: истоки и причины. Философские основы, особенности поэтики и эстетики. Роль В.А. Жуковского в формировании русского романтизма и элегической школы поэзии. Элегии и баллады в творчестве поэта-романтика.
9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики.
9. Этапы духовной и творческой эволюции А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы его лирики.
10. Особенности прозы Пушкина, ее внутреннее многообразие. Социально-исторические, нравственно-философские проблемы. «Повести Белкина» как образец национальной эпической книги.
«Капитанская дочка» как духовное завещание поэта в прозе: история создания, проблематика, образы героев.
11. М.Ю. Лермонтов как выразитель идей и настроений эпохи «безвременья». Периоды творчества: темы, мотивы лирики, образ лирического героя., личностно-исповедальный характер стихов поэта. Цикл романтических поэм: «Мцыри», «Беглец», «Демон». Нравственный пафос «Песни про купца Калашникова..».
«Герой нашего времени» как первый опыт создания философско-психологического романа. Проблематика, композиция, система образов.
12. Особенности мировоззрения и творчества Н.В. Гоголя. Проблема духовного развития личности в произведениях писателя. Авторские циклы как способ создания художественной целостности. Новаторство писателя в драматургии. Поэма «Мертвые души»: замысел и воплощение. Нравственные и эстетические искания Гоголя в 1840-е годы. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями».
13. Общественно-историческое движение в России II половины XIX в (1840-1860 гг.). Философская платформа славянофилов и западников. Возникновение революционно-демократических идей. Роль В.Г. Белинского и А.И. Герцена в формировании общественного сознания. Роль журналов «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин» в общественно-литературной борьбе эпохи.
Пути развития русской литературы этого периода. Основные темы, проблемы, произведения.
14. Характеристика романного творчества И.А. Гончарова. Художественные особенности романа «Обломов». Обломов и Штольц: способы создания характеров героев. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в судьбе главного героя. И.А. Гончаров – литературный критик.
15. И.С. Тургенев. Этапы творческой эволюции писателя. «Записки охотника» как художественное целое. Особенности жанра. Образ России в рассказах.
Романное творчество Тургенева. Принципы характеристики героев и развития сюжета.
Художественное своеобразие стихотворений в прозе.
16. А.Н. Островский как создатель национального театра. Периоды творчества драматурга. «Славянофильские» пьесы Островского («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется»). «Гроза» как «русская трагедия». Тема искусства и судьба актеров в пьесах «Лес», «Таланты и поклонники». Сказочно-символическая поэтика «Снегурочки».
17. Основные этапы творческого пути Л.Н. Толстого. Проблема нравственного самосовершенствования и её художественное воплощение в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Внутреннее единство цикла «Севастопольские рассказы».
Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, жанровое своеобразие, духовные исканиях главных героев книги. Философские размышления писателя о роли личности в истории.
Нравственные и художественные искания Толстого в 1870-е годы. «Исповедь». Роман «Анна Каренина». «Последние» произведения писателя («Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат»).
18. Ф.М. Достоевский. Этапы становления писателя, общая характеристика его творчества. Роман «Бедные люди»: новый взгляд на проблему «маленького человека» в русской литературе. Нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». Многоплановость художественной структуры романа «Братья Карамазовы». «Диалогичность и полифонизм» его романов. «Речь о Пушкине» как духовное завещание писателя.
19. Творчество А.П. Чехова. Основные мотивы и темы прозы А.П. Чехова. Сложное сочетание в системе повествования конкретности изображения и лиризма.
Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Структура пьес, эмоциональная атмосфера, особенности действия.
(16 часов)
1. Пушкинская поэтическая эпоха
2. Жанрово-композиционное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
3. Поэтический мир А. Фета
4. Поэзия Ф.И. Тютчева
5. Поэтическая школа Н.А. Некрасова
6. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» как портрет русского общества 1860-х годов
7. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»
8. Развитие литературы в 1880 – 1890-е гг. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, В.М. Гаршина, В.Г. Короленко (вариант)
9. Литература и современность (защита проектов)